В соответствии с законом «Об авторском праве и смежных правах» авторским правом охраняются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств, а также способа их выражения (ст.6). Созданный видеофильм – будет результатом творческой работы съемочной группы.
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.
По закону «Об авторском праве и смежных правах» видеофильм является аудиовизуальным произведением, которое относится к объектам авторского права (ст. 7).
Но следует учитывать, что не все работники съемочной группы будут иметь право на авторство. Авторами аудиовизуального произведения считаются (ст.13):
— автор сценария (сценарист);
— автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор);
— режиссер-постановщик;
— оператор-постановщик;
— художник-постановщик.
Таким образом, лица, принимавшие участие в создании видеофильма и выполнявшие функции вышеперечисленных специалистов будут считаться по закону авторами этого произведения.
Но учитывая, что предполагаемые авторы (поскольку не известен состав съемочной группы) аудиовизуального произведения состоят в трудовых отношениях с работодателем, то данное произведение, следует отнести к продукту, который был создан в порядке выполнения служебного задания, порученного работодателем. Другими словами – такое произведение будет называться служебным.
А для служебных произведений (ст.14) закон устанавливает такой порядок.
Исключительные права на использование служебного произведения способом, обусловленным целью задания, принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, т.е. работодателю, по заданию которого было создано это произведение. При условии, если в договоре между работодателем и автором не предусмотрены другие условия.
Но как видно из сути вопроса, с авторами никакого дополнительного договора на создание произведения не заключалось. Иначе бы каждый из них знал свою роль и свои права. И необходимость в таком вопросе сегодня вряд ли бы возникла.
Создание аудиовизуального произведения при наличии договорных отношений с работодателем влечет за собой передачу авторами этого произведения работодателю исключительных прав на использование служебного произведения: А именно,
— воспроизведение,
— распространение,
— публичное исполнение,
— сообщение по кабелю для всеобщего сведения,
— передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения,
— субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения.
Кроме этого работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование. При этом личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания работодателя, принадлежат автору служебного произведения. Автор получает авторское вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения. Размер и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
По истечении десяти лет с момента представления произведения, а при согласии работодателя — и ранее, право автора на использование произведения и получение авторского вознаграждения принадлежат ему в полном объеме независимо от договора, заключенного с работодателем.
Без согласия автора и других обладателей имущественных прав на фильм запрещается уничтожение окончательного варианта фильма (негативов, оригинальной записи).
В соответствие с законодательством автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право авторства;
— право на имя;
— право на обнародование;
— право на неприкосновенность произведения (право на защиту).
Таким образом, личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси