Россия: Свобода слова и словесная вседозволенность

На фоне скандальной истории с телеведущим, членом Общественной палаты РФ Максимом Шевченко и его радикальными антиизраильскими заявлениями в ряде СМИ, освещающих эту тему, развернулась более глобальная дискуссия. Это спор о том, что дозволено и не дозволено публичному человеку в рамках свободы слова. И должны ли мы, невольные слушатели, быть терпимыми к клевете, шельмованию и оскорблениям, если они преподносятся под видом личного мнения, гарантированного Конституцией?

С двумя противоположными точками зрения по этому вопросу в СМИ выступили представители медиасообщества – член Общественной палаты РФ, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская и телекритик Слава Тарощина. Их обеих не оставил равнодушными призыв РЕК к Общественной палате РФ, руководству «Первого канала» и радиостанции «Эхо Москвы» дать моральную оценку антиизраильским высказываниям телеведущего Максима Шевченко и приостановить с ним сотрудничество, если его позиция противоречит принципам этих СМИ. (В своем интервью тот объяснил действия норвежского террориста «радикальной симпатией к Израилю», а политику еврейского государства сравнил с «нацистской политикой в Германии по отношению к евреям»).

Елена Зелинская опубликовала в газете «Московский комсомолец» яркий полемический ответ на обращение Конгресса. «С холокостом наперевес» - озаглавила свою статью Е.Зелинская, вероятно, намекая на аргументы РЕК (автор не приняла в расчет, что израильтян с нацистами сравнили отнюдь не мы, а как раз телеведущий). «В высказывании журналиста не содержалось ни одного слова, оскорбительного для еврейского народа», - убеждена вице-президент «МедиаСоюза».

Защищая честь мундира коллеги по Общественной палате, Елена Зелинская призвала Российский еврейский конгресс бороться с «делом врачей» 1952 года, с советским режимом, с убийцами Мейерхольда, – с кем угодно, но только не с тем, против кого выступил РЕК. Раздражение у автора вызвало и то, что РЕК якобы требует запрета на профессию для М.Шевченко на основе его «политических воззрений» (хотя это не так). В результате у Е.Зелинской Российский еврейский конгресс предстал как тоталитарный орган, который увольняет журналистов, а М. Шевченко – как диссидент и борец за свободу слова, руководствуясь которой он высказывал свои взгляды.

Совсем иной подход к этой теме предлагает Слава Тарощина в статье «Кто заводит людей на войну», опубликованной в Газете.ру. Давно не удивляясь «специфической» риторике телеведущего, она пишет: «...Не было бы, вероятно, и вовсе смысла обсуждать взгляды Максима Леонардовича (он не первый и не последний в России человек, который не любит евреев...), если бы не одно обстоятельство. Шевченко, ведущий программы »Судите сами» на Первом канале, – один из немногих уцелевших после "вертикальной" зачистки ТВ политобозреватель. Он тот, кто формирует общественное мнение (а что бы ни говорили адепты интернета, общественное мнение в масштабах страны по-прежнему формирует исключительно телевизор). Более того, он типичный представитель этой когорты избранных, сделавших своей профессией противостояние миру в кольце гипотетических врагов».

Ту же мысль об ответственности медиа-персон за свои слова, хотя и в другом контексте, высказал на этой неделе и высокопоставленный комментатор – министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. «В отдельных случаях неэтичные и некорректные высказывания отдельных журналистов усугубляют ситуацию с нетерпимостью по отношению к другим национальностям нашей страны, - заявил Р.Нургалиев, выступая на заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в РФ. – Слово должно быть выверено, информация должна быть объективной, она должна быть доведена до людей без двусмыслия и тех элементов, которые могли бы заострить проблему».

Замечание министра, как и неоднозначность оценок по поводу высказываний Шевченко, подтверждают: в нашем обществе, несмотря на стремление к свободе слова, до сих пор нет ключевого для нее элемента – понимания моральной ответственности за публичное высказывание, а уровень чувствительности к оскорбительной, разжигающей национальную рознь риторике крайне невысок.

Иллюстрацией этого и, пожалуй, самым выразительным ответом на шум и гам в поддержку скандального телеведущего, стало письмо в РЕК немецкого журналиста. Только на первый взгляд оно не связано с «казусом Шевченко». Дружественный корреспондент из московского бюро немецкой газеты, хорошо говорящий по-русски, обратил наше внимание на кинорецензию, вышедшую на днях в газете «Коммерсант». Многолетний обозреватель «Коммерсанта» Лидия Маслова с неизменным «фирменным» сарказмом писала об очередном фильме – на этот раз, посвященном Холокосту. Сочетание игриво-ироничного текста с трагической темой покоробили немца: «Скорее всего эти высказывания не напрямую антисемитские, а скорее скрыто. Вполне возможно, что автор вообще не отдает себе отчет в том, что ее высказывание может содержать антисемитские предрассудки. – с удивлением замечает репортер. - Но вы вряд ли прочитаете такое в немецких газетах. А если прочитаете, то потом последует громкий скандал».

Этот пример показывает, насколько немецкое общество привито от ксенофобии и антисемитизма. И насколько в публичном пространстве Германии невозможно существование таких одиозных фигур, как Максим Шевченко. А уж если страна, которая пережила фашизм, столь нетерпима к любым проявлениям межнациональной вражды, то стране, которая его победила, тем более не пристало мириться с публичными высказываниями, основанными на агрессии, подстрекательстве, сравнении евреев (на языке М.Шевченко - «израильтян») с нацистами. Тем более что для России нет более эмоционально близкого государства в дальнем зарубежье, где почти пятая часть населения говорит и думает по-русски, воспитана на русской культуре и литературе.

Российский еврейский конгресс, вне всякого сомнения, выступает за свободу слова – одну из главных ценностей гражданского общества. Для РЕК очевидно, что каждый человек вправе критиковать политику любой страны – и России, и Израиля, и США, и Южного Судана. Но под маской критики и личной точки зрения в СМИ не должны тиражироваться огульное шельмование, клевета и ненависть к другому народу. На кого скорее должно равняться российское общество в плане толерантности и отношения к ксенофобии: на Германию или на Иран?

Михаил САВИН,
руководитель пресс-службы Российского еврейского конгресса
Источник: http://www.vmdaily.ru/article/123276.html