"Старушка газета" предстала в ахенском Международном музее газеты в увлекательном виде. "Омолодить" ее помогли не только современные технологии, но и удачная концепция новой экспозиции.
В Международном музее газеты (Internationales Zeitungsmuseum) в Ахене, открывшемся после двухлетней реставрации, история старейшего средства массовой информации разместилась в пяти небольших залах. Собственно история газеты как печатного СМИ представляет собой лишь канву новой экспозиции.
Она рассказывает об истоках печати со времени возникновения письменности, освещает развитие газеты как важнейшего средства формирования общественного мнения и бросает критический взгляд на нашу, переполненную различного рода информацией, эпоху.
Экраны, дисплеи, интерактивные карты…
Лучше всего к выставке подходят эпитеты мультимедийная и интерактивная. Самый главный экспонат здесь - это экраны и дисплеи. На одном экране можно проследить путь, который газетные сообщения проходят от самого события вплоть до публикации той или иной новости в СМИ.
На другом - крупная интерактивная карта мира приглашает посетителя коснуться пальцем той или иной страны, чтобы на дисплее появилось изображение издаваемой в этой стране газеты. Отдельный экран посвящен главному сопернику печатных изданий - интернету и СМИ 2.0.
Одним словом, авторы ахенской экспозиции представили "старушку газету" - а годом ее рождения считается 1605, когда в Страсбурге была опубликована газета под названием Relation - в суперсовременном и увлекательном виде. "Омолаживанию" ее способствуют не только современные технические средства, но и сама концепция, которая группирует экспонаты не хронологически, а по темам. Этих тем пять: "От события до новости", "СМИ для масс", Чтение и письмо", "Ложь и правда" и "Взгляд в будущее".
Газет, разложенных под стеклами привычных музейных витрин, здесь не увидишь. Пожелтевшие газетные листы спрятаны в многочисленных выдвижных ящиках, размещенных в стенах. Возле них, помимо взрослых посетителей, подолгу и с интересом задерживаются дети, которых в этом музее на удивление много.
Правда и ложь
Благодаря многочисленным интерактивным элементам каждый уголок музея таит нечто неожиданное. В зале, озаглавленном "Ложь и правда", ничего не подозревающие посетители музея вдруг оказываются окруженными наглыми папарацци, их ослепляют вспышки фотокамер, безжалостно отщелкивающих кадр за кадром… Конечно, это иллюзия, и кошмар заканчивается, когда выходишь из мини-коридора, в стены которого вмонтированы имитирующие фотовспышку лампочки. Но остается очень яркое впечатление о том, как чувствуют себя знаменитости, которых на каждом углу поджидают назойливые фотографы.
За коридором посетителя ожидает очередной интерактивный экран под рубрикой "До и после". Он демонстрирует фотографии, которые были подретушированы с целью "подправить" политически неугодною или просто недостаточно сенсационную правду.
Среди них, например, известная фотография, сделанная 5 мая 1920 года на площади Свердлова в Москве. На ней изображен Ленин, выступающий на подиуме. На оригинальной фотографии справа от подиума стоят Троцкий и Каменев, на подделке, сделанной по желанию Сталина годы спустя, их уже нет.
Или вот фотографии титульных страниц бульварных журналов, изображающих принцессу Монако Штефани в роли новоиспеченной матери. Внимательно присмотревшись, понимаешь, что на руках у счастливо улыбающейся Штефани на разных фото - разные младенцы. К тому же некоторые из этих фото были опубликованы еще до рождения ребенка …
О свободе и цензуре
Эти увлекательные экспонаты находятся в зале, озаглавленном "Ложь и правда". О том, что у "четвертой власти" есть не только права, но и обязанности, напоминает стенд о работе Федерального совета прессы Германии (Deutscher Presserat), добровольного общественного органа, следящего за соблюдением журналистского кодекса. По словам директора музея, Андреаса Дюшполя (Andreas Duhspohl), этот стенд будет ежегодно обновляться информацией об актуальных случаях, которые рассматривались в Федеральном совете прессы.
Этот же зал рассказывает о государственной цензуре, запретах и конфискациях. Тему иллюстрирует, например, экземпляр Rheinische Zeitung, которая издавалась под редакцией Карла Маркса и была запрещена в 1843 году.
Будущее музейного архива
Начало ахенскому музею положила коллекция газет ученого и путешественника Оскара фон Форкенбека (Oscar von Forckenbeck), которую он начал собирать в 1884 году. Эту коллекцию передала городу вдова фон Форкенбека после смерти мужа. Музей был основан в 1931 году.
Ахенский музей газеты расположен в одном из самых старинных зданий города. Его реставрация и обновление экспозиции обошлись в 3,3 миллиона евро. Большая часть этих средств поступила из государственной казны и фондов Евросоюза. Музей насчитывает 200 000 экземпляров газет, которые, как отметил директор музея Андреас Дюшполь, будут постепенно оцифрованы и собраны в онлайн-архиве.
Автор: Ольга Солонарь
Редактор: Марина Борисова
Источник: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15255100,00.html