Творческая интеллигенция Ашхабада была взбудоражена сообщением, прозвучавшим по национальному телевидению.
В этом сообщении речь шла о постановлении президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова о создании специальной комиссии, регулирующей деятельность писателей, поэтов, драматургов, сценаристов, режиссеров.
Утром 22 октября из публикации в прессе, наконец, стало ясно, в чем была суть этого постановления, о которой лучше всего судить по оригинальному тексту.
По сообщению Туркменской государственной службы новостей (приводится по оригиналу, опубликованному в газете «Нейтральный Туркменистан» за 22 октября с.г.):
«В целях обеспечения более высокого художественного уровня и глубины содержания создаваемых киносценариев, пьес, романов, повестей, крупных поэм, призванных отобразить масштабные преобразования эпохи нового Возрождения, а также общественные и человеческие взаимоотношения, национальные традиции и обряды, человеческие характеры и судьбы, Президент Туркменистана подписал Постановление, согласно которому при Кабинете Министров Туркменистана образован и утвержден состав государственной комиссии по оценке художественного уровня этих произведений. Комиссия наделяется правом оценивать художественный уровень соответствующих творческих работ и выдавать разрешение на их публикацию, сценическую постановку, проведение съемок».
Конец оттепели?
Потрясение и растерянность — так можно охарактеризовать реакцию практически всех людей творческой сферы, с которыми автору удалось поговорить.
«Многие, да почти все, считали начало правления Бердымухамедова такой оттепелью, что была в СССР в 60-х. Но постепенно эти надежды иссякли, иллюзии улетучились, а последнее постановление всем дало понять, что вместо оттепели наступили заморозки», — сказал художник-постановщик одного из государственных театров.
«После этого из страны точно уедут те, кто смог вынести даже самые тяжелые времена ниязовского мракобесия, закрытия не отдельных спектаклей — целых театров! И нет надежды на возрождение; все искусство, так же как и при Ниязове, будет заменяться идеологическим суррогатом», — добавил он.
Один из писателей подчеркнул, что создание подобной комиссии ставит крест на ожиданиях перемен всей творческой интеллигенцией.
«В состав комиссии, безусловно, войдут ангажированные властью люди, которым будет поставлена четкая установка — ни под каким предлогом не допускать появления произведений, хоть в малой степени диссонирующих со взглядом властей на историю, культуру, традиции, — уверен он. — Политическая конъюнктура и засилье государственной идеологии окончательно похоронят туркменскую культуру».
От скульптуры до песен
Другой деятель культуры, художник, вспомнил, что во времена скончавшегося в 2006 году президента Ниязова только глава государства решал, «что пойдет, а что нужно запретить», и была надежда, «что хоть что-то пройдет им незамеченным».
Теперь, «с появлением целой команды держиморд в лице новой комиссии, такая вероятность стремится к нулю» — говорит один из туркменских художников и продолжает: «В постановлении ничего не сказано о живописи и скульптуре, но будьте уверены, что и до нас эта комиссия доберется».
Продолжает поэт-песенник: «Уже при Бердымухамедове начались гонения на авторов и исполнителей популярных эстрадных песен. Совсем недавно, этим летом, из продажи изымались кассеты и диски с записями одной песни и только потому, что один куплет в ней пелся на туркменском, другой на русском. Автор одного из музыкальных видео-клипов был осужден и посажен в колонию лишь за то, что в его клипе мельком появилось оголенное плечо танцовщицы. Все диски с этим клипом были изъяты из продажи, хотя сама песня до сих пор пользуется большой популярностью».
Один из заслуженных писателей Туркмении рассказал о том, что во времена Ниязова и по его прямому указанию из произведений классика туркменской поэзии, одного из символов туркменского народа — Махтумкули, изымались целые периоды его творчества, чем-то не понравившиеся Ниязову. «Классики кончились, принялись за современников», — резюмировал патриарх туркменской литературы.
Неудивительно, что все мои собеседники просили не называть их имен.
Цензура де-юре
Де-факто цензура в Туркмении существовала всегда. Даже во времена перестройки Ниязов, будучи секретарем ЦК Компартии Туркменской ССР, жестко контролировал всю культурную и творческую деятельность.
Получив неограниченную власть и создавая собственный культ личности, Ниязов добился того, что кроме его произведений и произведений о нем и его родственниках в Туркмении ничего не издавалось, а в театрах ставились пьесы по книге Ниязова «Рухнама».
Его преемник Гурбангулы Бердымухамедов решил узаконить цензуру де-юре, несмотря на то, что месяц назад в Туркмении была принята новая конституция, статья 39 которой гласит: «Граждане Туркменистана имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества».
В условиях Туркмении, когда все театры, киностудии, издательства принадлежат государству и контролируются им, право этой комиссии разрешать или запрещать то или иное произведение фактически означает запрет на творчество, запрет на работу.
Мурад Гельдыев
Источник http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_7684000/7684900.st...