Глава издательства «Терра» Сергей Кондратов рассказал GZT.RU, в чем «главный месседж» 7,5-миллиардного иска к АСТ, почему российские книжные авторы получают в пять раз меньше западных, чем станут бумажные книги в эпоху букридеров и почему следующее издание Большой энциклопедии «Терры» может выйти с пустыми страницами.
В конце июля книжный и не только мир обсуждал иск издательства «Терра» к АСТ. Предъявив АСТ претензии за нарушения авторских прав на произведения фантаста Беляева, «Терра» выиграла дело в Арбитражном суде Москвы. Сумма иска потрясла всех— 7,5 миллиардов рублей. Эта громадная цифра получилась путем умножения тиража контрафакта АСТ на цену книг, изданных «Террой» по закону, затем сумма удваивалась. Дело не в гигантских тиражах Беляева в АСТ— а в стоимости шеститомника Беляева, легально выпущенного «Террой». Каждый из 630 шеститомников был отпечатан на особой, экологически чистой бумаге, переплетен вручную с использованием натуральной кожи, парчи и шелка, а обрезы томов украшены 23-каратным золотом и стоил почти 115 тыс. рублей.
На первый взгляд, «Терра» в этой истории выглядит сомнительно, даже смотрится этаким хитрым вымогателем. Но этот иск— лишь верхушка айсберга, одна битва «книжной войны», которая продолжается между российскими издательствами уже 15 лет. Главным предметом споров в ней стала так называемая «доконвенционка».
Дело в том, что в Советском Союзе, печатая книжки зарубежных авторов, сначала никаких отчислений этим авторам не производили. Понятно, что за границами Страны Советов этим фактом были возмущены, и в 1973 году СССР таки присоединился к Женевской конвенции по авторскому праву. После этого зарубежным авторам пошли отчисления— но только тем, кого после принятия конвенции в Союзе печатали впервые. Те же, чьи произведения советская издательская промышленность успела перевести и издать до 1973-го— можно представить, сколько таких имен и кто присутствует в этом списке— печатались по-прежнему без всяких отчислений.
Эти имена, от Гессе и Хемингуэя до Толкиена и Агаты Кристи и попали в «доконвенционку», когда в 1995-м Россия приняла куда более жесткую по ограничениям Бернскую конвенцию. Тогда те издательства, что держали нос по ветру (а в первую очередь, видимо, имели свой инсайд, вовремя сообщивший, куда идут дела) быстро скупили за границей права на самых «лакомых» писателей- и начались иски к издательствам менее поворотливым и более наивным. Особенно в этом преуспели АСТ— утвердив схему подачи иска, они вчинили немалые штрафы разным издательствам, а «Терру» и вовсе пытались объявить банкротом. Теперь «Терра», выходит, нанесла ответный удар.
Сейчас в российском книжном бизнесе развернулось то, что можно назвать фактически войной. Издательства подают друг на друга в суд, вчиняют друг другу иски за нарушение авторских прав, суммы порой астрономические.
Инициаторами всего этого была издательская группа АСТ. Они знали о готовящейся четвертой части гражданского кодекса, в которой фактически содержался действовавший закон об авторском праве, подвергшийся значительной переработке, в результате которой неизбежно возникала юридическая коллизия, связанная с правами на так называемую «доконвенционку», на которую они стали заранее скупать права.
После вступления гражданского кодекса в силу они провели судебные процессы с несколькими издательствами, отсуживая у них суммы за нарушения авторских прав по той самой методике, которая теперь им очень не нравится, но сложившаяся судебная практика была закреплена Высшим Арбитражным Судом. Надо отметить, что в судебной практике сломать уже сложившийся стереотип решения дел крайне сложно. Потом все идет как по лекалу. Но они не подозревали, что попадут сами в ту яму, которую рыли.
Вы говорили, что механизм подсчета компенсации в практику ввела та же издательская группа АСТ. Но они не выпускали таких дорогих книг, и их иски не выходили миллиардными?
Просто издательская группа АСТ никогда не выпускала роскошных дорогих изданий. А «Терра» это делала. Дорогие книги А. Беляева мы выпускали не специально для того, чтобы затеять этот процесс- и АСТ не говорят об этом, обратите внимание. Книжному клубу «Монплезир» ни много, ни мало— 10 лет. И среди его постоянных членов очень известные политики, многие участники списка Forbes. Это абсолютно прозрачный клуб, всем хорошо известен, и цены хорошо известны. Мало того, собрание сочинений А. Беляева— не самое дорогое издание клубной программы. В среднем книжка стоит тысячу евро, а собрание сочинений А. Беляева всего ничего, по-моему, около 400 евро за том. Есть и другие издательства, например «Слово», «Белый город», «Рипол» которые выпускают подобные издания приличными тиражами— для такого рода книг приличный тираж 100 экземпляров. И цены бывают заоблачные. На этом фоне цены на книги клуба «Монплезир» смотрятся достаточно скромно.
Но вы же сами, наверное, понимаете, что 7,5 миллиардов у АСТ не найдется?
Конечно, понимаю. Но меня как-то не очень волнует, останется ли АСТ на рынке. Мало того, никто из моих коллег не беспокоится по этому поводу. Иски к «Терре»- далеко не единичный случай, по меньшей мере, 30 издательств пострадали от них. Но главное— это месседж обществу: займитесь законом об авторском праве! Продумайте механизм защиты и подсчета убытков и компенсаций. Ведь наш иск на 7,5 миллиардов подсчитан четко по букве закона.
Эту методику подсчета с подачи АСТ закрепил законодательно Высший арбитражный суд. Можно использовать другой метод— например, можно предложить брать среднюю величину от стоимости контрафактного издания и законно изданного. Тогда сумма нашего иска, например, к АСТ снизится в два раза. Будет не 7,5 миллиардов, а 3,2 миллиарда. Кстати, за границей такая сумма никого бы не удивила. Там бы все закончилось банкротством издательства. Но чаще всего там все же договариваются в досудебном порядке.
А как за границей подсчитывают эту сумму иска?
Вопрос очень сложный. Иск предъявляется держателем прав не из расчета какого-то конкретного тиража и его стоимости, а из расчета гипотетически неполученной прибыли. И цифры здесь могут быть куда более внушительные. Для примера— сколько стоят исключительные права на произведения Джоан Роулинг? Думаю что на этот вопрос вряд ли кто сходу ответит.
Наших авторов и так, мягко говоря, дурят. В большинстве стран совсем другая ситуация. Везде роялти (авторские отчисления) выплачивается из цены, по которой книга продается в магазине. Ее объявляет издатель, во всех магазинах она одинакова. А у нас автору платят отчисления исходя из цены издательства. Бред абсолютный. Во-первых, это вредно издателю, хотя, с другой стороны, он этим пользуется. Во-вторых, это вредит и автору, потому что книга в разных магазинах продается по разным ценам.
В Европе, к примеру, издательство устанавливает цену, проведя разнообразные маркетинговые исследования, и если книга потом не продается, то это провал издательства. В России же мы выпускаем книгу— в одном магазине она стоит, скажем, 300 рублей, а в другом— 500. Во втором она не продается- и виноват не автор, и не издатель, но и тот и другой не получают прибыли. У нас действует институт торговой наценки, а во всем мире- институт торговой скидки.
Почему же так получилось?
Такая схема установилась в 90-е годы. Тогда у нас была бешеная инфляция, нельзя было фиксировать цены на книги. Но сейчас-то все нормально. А автор страдает. И издатели вполне на законных основаниях пользуются этой ситуацией, в том числе и мы. Автор, например, видит, что в магазине его книга продается за 500 рублей, но издатель говорит ему: «Мы отдали книгу в магазин за 50рублей за экземпляр, поэтому процент вы получаете с 50 рублей, а не с 500. А узнать у магазина, за какую цену издатель или несколько посредников между ним и магазином дали ему книгу, автор не может— это коммерческая тайна.
Выходит, наши авторы получают гораздо меньше, чем могли бы?
Раз в пять. Вообще, нарушить авторское право в нашем законодательном пространстве очень просто, причем совершенно несознательно. Например, у нас отсутствует институт уведомления. Во многих странах издатель собираясь напечатать какого-то автора, делает об этом объявление, и если в течение определенного времени никто не заявил о своих правах на это произведение, он его издает. У нас же этого нет, и поиск возможных наследников, правообладателей превращается в адскую работу. Легче с живущими ныне авторами, их можно как-то разыскать. А с наследниками вообще беда, потому что их почему-то оказывается всегда совершенно невероятное количество... Хорошо если они являются клиентами РАО или других литературных агентств, тогда проще.
А электронными книгами вы планируете заниматься? «Озон» к осени собирается выпустить свой букридер…
Ну, на здоровье. Пускай с правами разберется. Я, например, ни одного из своих авторов им не дам. Потому что я не могу ответить потом своему автору, почему я заплатил ему не за все экземпляры электронных книг, которые сейчас люди читают. Например, выходит бумажная книжка тиражом в 5 тыс. экземпляров— автор получает, например, 5 тыс. рублей. Выходит она миллионным тиражом— автор получает миллион. А как мы узнаем, сколько копий электронной книги было выпущено? Где механизмы контроля? Автор же получает деньги с каждой копии. И издатель, кстати, тоже. Ведь чтобы положить книжку в букридер, ее надо редактировать, готовить, и ещё много всякого рода издательских процедур провести. Ведь для издателя неважно, какой носитель, его главная задача подготовить контент к тиражированию. И главное, решить нужно ли вообще это тиражировать.
Но все к тому идет, что через пять или десять лет мы все будем читать с букридеров.
Безусловно.
Однако это вряд ли исключит бумажные книги.
Значит, мы угадали со своим книжным клубом «Монплезир» и его дорогими книгами. Философия проста: от чего книга ушла, к тому и приходит. Она ушла от предмета роскоши, ведь сначала она именно роскошью, мерилом благосостояния и была. Думаю, будут дешевые электронные книжки и дорогие— как предмет роскоши, бумажные. Выходит, мы верно начали 10 лет назад выпускать именно дорогие издания.
А как обстоят дела с вашей Большой энциклопедией и статьей о Чечне в ее 58-м томе?
С энциклопедией все нормально. Вы помните, было решение Заводского районного суда г. Грозного, которое затем было оставлено в силе Чеченским республиканским судом. Те, кто организовали этот процесс, видимо, рассчитывали на то, что мы пойдём в президиум Верховного суда, в Верховный суд Российской Федерации. И тогда они с удовольствием пойдут в международный суд. И там уже дело будет не Чечни и «Терры», а Чечни и России. Вот этой провокации, я сказал, не будет. Да, Минюст включил эту статью в федеральный список экстремистских материалов. Но только статью— не весь том.
Чечня в Большой энциклопедии «Терры»
Большая энциклопедия «Терры» в 62 томах создавалась с 2000 года и распространяется по подписке с 2006-го. На статью о Чечне в 58-м томе, изданном в 2006 году, обратили внимание только через три года. Статья, рассказывающая историю Чеченской республики, показалась сомнительной чеченским студентам грозненского Нефтяного института имени Миллионщикова, которые просматривали энциклопедию в библиотеке своего вуза. Студенты обратились к чеченскому правозащитнику Нурди Нухажиеву, который, изучив статью, сказал, что в ней собрано все негативное, что было сказано о чеченцах за сотни лет. Проведя экспертизу текста, с Нухажиевым согласились и эксперты Института Востоковедения. «Статья содержит грубую фальсификацию истории чеченского народа, ненаучные и предвзятые оценки, которые могут вызвать ненависть и вражду к народам Северного Кавказа и особенно к чеченскому народу по признаку национальности и религиозной принадлежности»,— говорится в экспертном заключении директора Института востоковедения Виталия Наумкина. 5 апреля 2010 года Заводской суд Грозного признал статью экстремистской и постановил конфисковать 58-ой том Большой энциклопедии. 25 мая 2010 года Верховный суд Чечни отклонил кассационную жалобу издательства.
И как сейчас поставляется энциклопедия? Без 58-го тома, где была статья о Чечне?
Нет, у нас продается энциклопедия с 58-м томом, просто мы вырезаем эту статью. На самом деле, это унтер-офицерские вдовы получились, они высекли сами себя. Т.е. теперь продается энциклопедия, но о Чеченской республике в ней нет сведений.
Вы не согласны с претензиями их экспертов? Планируете что-то переписывать, менять в статье о Чечне?
Не согласны. Мы заказали экспертизу в профильном Научно-исследовательском экспертном Центре по изучению проблем экстремизма, в петербургском университете, в котором она и должна была бы проводится. Нас никто не обязывал ничего переписывать. Вырываем- и все. А когда выйдет новое издание энциклопедии, посмотрим. Я думаю, что там, возможно, будет просто часть пустых страниц, потому как мы не знаем, кому и когда что нравится, а что нет.