Четверть миллиона за строчку! Как пенсионерка защитила свои авторские права

Беспрецедентный случай потряс сферу копирайта в Казахстане, подарив надежду всем жертвам попранных авторских прав. Простая петропавловская пенсионерка и поэтесса Марал Оспанова получила миллионную компенсацию от фирмы по производству макарон. Макаронники поплатились за то, что разместили четверостишье Оспановой на упаковке своей продукции без официального согласия Марал-апы и указания ее авторства.

Сейчас коллеги Марал Оспановой по перу шутят, что она стала обладательницей самого большого гонорара за всю историю казахской литературы. Шутка ли – четыре строчки и миллион тенге! Именно такую компенсацию по мировому соглашению выплатили Оспановой производители макаронных изделий. И они еще дешево отделались. Ведь изначально претензии поэтессы и ее адвоката составляли ни много ни мало два миллиона долларов!

Всё – строго по закону «Об авторских и смежных правах», - говорит адвокат Ерген Жаукин. – Там черным по белому сказано, что минимальная компенсация за такого рода правонарушения составляет 299 миллионов 40 тысяч тенге. То есть два миллиона долларов.

Строчки на упаковке едва читаются, но их все же можно разобрать, – поясняет Марал Оспанова. – Я сразу узнала свои стихи, они называются «Страна моя» и были помещены в одном из моих стихотворных сборников. То есть сомнений в авторстве быть не может.

 Поэтесса рассказала, что производитель макарон обратился к ней с предложением разместить стихи на упаковке своего продукта около двух лет назад. Оспанова, по ее словам, тогда дала предварительное согласие. Но лишь недавно узнала, что эта идея была неожиданно для нее реализована, поэтому решила потребовать денежной компенсации. В суде ответчик утверждал, что иск безоснователен, так как он якобы получил письменное согласие автора на участие в проекте. И этого, мол, вполне достаточно, так как никакой выгоды от еле заметных строчек на пакете с макаронами производитель не получил.

Несмотря на то, что обе стороны конфликта считали себя правыми, им все же пришлось сесть за стол переговоров. Сообща решили завершить судебную тяжбу мировым соглашением, по условиям которого ответчик должен принести автору свои извинения и заплатить компенсацию в размере миллиона тенге.

Это победа, пусть маленькая, но победа, – так прокомментировала корреспонденту «ОКО» Марал Оспанова результат нашумевшего процесса. – Главное, как я считаю, что этим процессом мы создали прецедент. И если в следующий раз кто-то захочет украсть мои строчки, тогда я пойду уже до конца.

Мнение другого участника благополучно разрешившегося конфликта, увы, осталось за кадром. Но можно предположить, что вместе с потерей миллиона, горе-предприниматель приобрел стойкую аллергию на любую лирику. Начиная с патриотической и заканчивая любовной…

Прецедентов, когда нарушители авторских или смежных прав компенсировали бы ущерб творцам или правообладателям, в Казахстане раз, два – и обчелся. Осенью 2002 года в Караганде разрешился многомесячный судебный марафон, начатый по иску известного живописца, члена СХ СССР с 1974 года, лауреата Госпремии республики Абдумалика Бухарбаева. Художник-портретист живет в Ташкенте, но в Казахстане им создана выдающаяся серия образов известных деятелей прошлого: аль-Фараби, Толе-би, Айтеке-би, Ахмеда Ясави, Дулати, Курмангазы, Абая, Абулхаир-хана, Абылай-хана и Суюнбая Аронулы.

Вышло так, что А. Бухарбаев случайно узрел созданные им лики великих ханов на коробках шоколадного ассорти, выпущенного на кондитерской фабрике АО «Конфеты Караганды». Как и в случае с петропавловской поэтессой М. Оспановой, без его согласия, без заключения договора или лицензионного соглашения. И, само собой, без какого-либо вознаграждения.

Возмущенный портретист обратился за защитой в РОО «Казахстанское авторское общество», которое уже с 1997 года защищает права сотен казахстанских авторов (писателей, композиторов, художников, певцов и музыкантов), а также имеет официальные соглашения с десятками авторских обществ США, России, Франции, Турции и других стран на защиту и представление интересов зарубежных авторов.

- Мы подготовили иск в суд № 2 района им. Казыбек би г. Караганды, – вспоминает председатель областного филиала РОО «КазАК» Игорь Нестеренко, - суд первой инстанции нас поддержал, но областной суд, рассматривая апелляцию, попал под «магические чары» юристов кондитерки, которые настаивали на том, что изображения на коробках с конфетами якобы не имеют к коммерции никакого отношения. Кондитеры договорились до того, что изображения Абылай-хана и Суюнбая на коробках не являются основным объектом воспроизведения, так как ответчик изготовил коробку для упаковки конфет, а не для продажи портретов указанных личностей…

Пионерское для региона судебное разбирательство зашло в тупик. Но администрация АО «Конфеты Караганды», чувствуя, по-видимому, «чью сметану съела», воспользовалась судебной паузой и предложила художнику Абдумалику Бухарбаеву пойти на мировую. Выплатив достаточное вознаграждение в обмен на отзыв иска автора и РОО «КазАК», действовавшего в его интересах.

Дел, подобных тем, что инициировали М. Оспанова и А. Бухарбаев, мало. Судебная практика не наработана. Поэтому нередко молодые и менее известные авторы, чьи произведения красуются, например, на рекламных билбордах или товарных упаковках, проигрывают в споре с бизнесменами. В этой связи победа петропавловской поэтессы, чье четверостишие суд оценил в миллион, должно вдохновить остальных творцов на отстаивание своих авторских прав.

Вера ГАВРИЛКО, Вадим ШИРОКОБОРОДОВ

Петропавловск, Астана

Источник: Сайт газеты «Око»