Интервью может быть объектом авторского права, кто здесь автор журналист или человек, который дает интервью?


Спасибо за очень интересный вопрос. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос нужно определиться с тем, что такое интервью и как оно регулируется национальным законодательством. Здесь возникают первые сложности, так как законодательного определения интервью нет, а следовательно нет и законодательного его регулирования.
Так что же такое интервью? Воспользуемся определением Интернет-энциклопедии «Википедия», согласно которой: интервью – (англ. interview) — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого — взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике. {1}Получается, что интервью – это метод, применяемый для сбора информации. Но, иногда интервью, где перечислены вопросы и ответы интервьюируемого и интервьюера, рассматривается как произведение – статья. И кому, в таком случае, будут принадлежать авторские права на это интервью? Этим вопросом задаются многие эксперты в области интеллектуального права, одни считают, что авторские права на интервью не должны никому принадлежать, так как интервью не является объектом авторского права, в силу того, что содержит вопросы и ответы беседующих. Другие считают, что авторские права должны принадлежать только журналисту, который проводит интервью, задает вопросы, ведет беседу и т.д. Третьи считают, что авторские права должны принадлежать как журналисту, так и лицу, дающему интервью, как соавторам. Например, в украинском законе «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 года содержится положение о том, что: «Соавторством является также авторское право на интервью. Соавторами интервью является лицо, давшее интервью, и лицо, его взявшее.» {2} Также, существует еще одна точка зрения, согласно которой авторские права на интервью должны принадлежать лицу, которое работало над его окончательной версией, корректировало его, избавляла от ненужного словарного «балласта». Все вышеперечисленные точки зрения – это лишь малая толика общего числа существующих теорий. С моей точки зрения, если рассматривать данный вопрос исходя из существующих норм национального законодательства, если интервью было проработано журналистом, который внес свой творческий вклад в него, продумывая его структуру, упорядочивая вопросы, обрабатывая ответы и т.д., то, безусловно, авторские права на статью-интервью должны принадлежать этому журналисту. Иными словами, авторские права должны принадлежать тому, кто внес свой творческий вклад в создание этого материала, и если над ним работали две стороны, как лицо, давшее интервью, так и лицо, взявшее интервью, то авторские права должны принадлежать обоим, как соавторам. При условии – творческой составляющей. Но, снова встает вопрос – а что считать творческой составляющей и что именно будет считаться творческим вкладом при создании того или иного произведения? Ответы на эти вопросы будут появляться исходя из наших субъективных точек зрения, так как законодательного регулирования этого термина не существует.

Алия Абдраимова
Юрист Института Медиа Полиси

{1}http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E

{2}Статья 13 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 11 июля 2001 года