На прошлой неделе в Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция Казахстанского общества по управлению правами исполнителей (РОО «КОУПИ»), на которой его создатели рассказали о своей аккредитации в министерстве Юстиции. Данное движение не коммерческое и появилось оно на свет летом прошлого года. Его организаторы не безызвестные люди в творческих кругах: Хасангалиев Ескендир – народный артист Казахстана, Блиев Асет – генеральный директор РОО «КОУПИ», Султанкызы Ляйла – председатель совета исполнителей и Батырхан Шукенов – член совета исполнителей. Цель данной организации заниматься сбором денег со всех развлекательных заведений по 300 тенге за каждое посадочное место и перечислять эти деньги эстрадным исполнителям. То есть владельцам смежных прав наравне с уже существующим в Казахстане обществом по защите авторских прав «КазАК». То есть теперь бизнесменам придется платить сразу двум общественным организациям. Правда, у последней ставки не фиксированные, они зависят от местонахождения заведения, но как нам удалось выяснить у законопослушных владельцев клубов по Алматы эта сумма в среднем составляет также 300 тенге за посадочное место.
О деятельности РОО «КОУПИ» мы попросили рассказать генерального директора этой организации Асета Блиева:
— Расскажите, об истории создания вашей организации?
— В Законе «Об авторских и смежных правах» в статье 43 предусматривается создание организации по управлению этими правами, как отдельно авторами, так и исполнителями.
Грубо говоря, что такое сбор вознаграждений для исполнителей? Любой исполнитель должен утром встать и начинать обходить кафе, рестораны и ночные клубы, при чем не только Алматы, но и во всех других городах Казахстана. А ведь есть и другие страны мира, например, Майкла Джексона слушают везде. И собирать деньги самому исполнителю очень сложно. Законодательство и сама практика придумала создание таких обществ, как наше. С 1996 года до настоящего времени практически никто не смог начать такие сборы, а всего только с 2003 годы было четыре таких попытки. Этим занимались и Нурлан Амирбаев, и Жания Аубакирова, и другие исполнители. Но по тем или иным причинам у них ничего не вышло. В 2008 году в очередной раз мы собрались и приняли решение вновь создать такую структуру. Сейчас наше общество стало более грамотным, и относиться с большим пониманием к соблюдению авторского права. Так появилось наше республиканское общественное объединение по управлению правами исполнителей, а мне предложили его возглавить. С июня 2009 года мы начали свою деятельность.
— Каким образом проходит порядок выплат вам этих сумм с развлекательных заведений, они платят за то, что они прокручивают песни исполнителей или за перепевки, или за фонограммы?
— Давайте сначала ответим на тот вопрос, что авторское право и интеллектуальная собственность – это сложный труд, но в дальнейшем он нам доставляет большое удовольствие. Есть в больших видео и звукозаписывающие компаний, которые создают диски исполнителей. Там порядок цифр понятен, они получают гонорары и заработные платы от продаж, а сами авторы и композиторы не имеют никаких ежемесячных окладов. А ведь они тоже должны получать доход от того музыкального произведение, от которого получают удовольствие люди. Во всем мире общество поняло, что любое использование интеллектуальной собственности должно оплачиваться. Хорошие музыкальные произведения нами не однократно слушаются годами и за это надо платить.
Вы задали вопрос, за что платят нам рестораны. Рестораны – относятся к категории субъектов, которые используют музыкальные произведения, фонограммы в качестве публичного исполнения. И в законе прописано, что публичное исполнение – это исполнение с помощью технических средств и фонограмм, то есть все что звучит из видеомагнитофон, телевизоров, компьютеров, радио и т.д. Те диски, которые покупаются в магазинах, на них на всех написано, что они предназначены для частного просмотра и прослушивания. Мы покупаем и гарантируем авторские и смежные платежи за то, что мы дома, сидя в кругу семьи его просматриваем или прослушиваем. А наши развлекательные заведения покупают диски, которые предназначены для частного прослушивания, и ставят у себя в заведении для публичного прослушивания, сопутствующего для продажи напитков и т.д.
— А какой все-таки порядок выплат – это годовой взнос или ежемесячный?
— Это относится к специфики страны, и к специфики законов страны.
— Насколько мне известно, артисты и группы, которые исполняют кавер-версии или перепевки, заранее оплачивают взносы за использование произведений. А потом они исполняют эти композиции в ресторанах и получают за это гонорар. А за что тогда должны платить рестораны еще и вам?
— Еще раз поясню, что вознаграждение выплачивается за использование фонограмм и за воспроизведение их с помощью технических средств. Публичное исполнение смежные права не затрагивает. Это перепевка в живом исполнении, если он выпустит диск со своим исполнением этих песен и ресторан будет ставить этот диск для своих гостей, то мы будем платить уже собранные деньги именно этому исполнителю. Он же воспроизводит данную песню своим голосом и сам является владельцем смежных прав.
— Вы также будете осуществлять защитой прав и зарубежных исполнителей?
— Конечно. Существуют международные конвенции, которые разрабатываются и принимаются во Всемирной организации интеллектуальной собственности – это специализированный орган при ООН. Более 150 стран являются участниками этой организации, в том числе и Казахстан. Поэтому мы должны принимать либо в полном объеме, либо с какими-то поправками те международные документы, которые разрабатывает данная организация. Первый международный документ – это бернская конвенция по защите авторских прав. И она обязывает страны-участников данной конвенции защищать и предоставлять тот объем охраны прав, какой государство предоставляет своим гражданам. Это значит, что Казахстан обязан защищать права иностранных исполнителей. Каким образом? Путем сбора вознаграждений.
— То есть ваша организация в последующем оплачивает любым исполнителям их гонорары?
— Нет, не совсем так. Давайте опять вернемся к началу нашей беседы. Мы говорили о том, что живя в Алматы очень сложно следить за тем, что поется, скажем, в Сан-Франциско. Поэтому в каждой стране есть организации по коллективному управлению правами, которые заключают соглашения. То есть необходимо заключить такие соглашения со всеми странами. Их более 200 в мире. И если в Казахстане слушают, скажем, китайского исполнителя, то нам надо эти деньги взять, у себя скомпилировать и перечислить в китайскую организацию, а они уже в свою очередь донесут эти деньги до исполнителя.
— На данный момент, у вас с какими странами подписаны контракты?
— Мы подписали около 10 контрактов. Существует международная конфедерация, объединяющая все организации по сбору средств за смежные права. Ее участниками является более 100 организаций. Сейчас мы, совместно с Россией подали заявки на вступление в нее. И думаю, что в ближайшее время наша заявка будет рассмотрена. Также мы планируем совместно с Белоруссией, Украиной, Россией и Казахстаном создать отдельную организацию и подключить в нее все страны СНГ.
—Каким образом вам удается контролировать все развлекательные заведения, ведь даже в Алматы их тысячи. И уж тем более определить сколько раз прослушали песню и в чьем исполнении?
— Должно быть у граждан правовое сознание. Лицензия, которая предоставляется путем заключения контракта с нашей организацией дает право использовать любые произведения. Та ставка, которую мы предлагаем, на самом деле минимальная, по сравнению с тем, сколько зарабатывают рестораны, и мы установили сумму, которая для заведений не очень высокая. Ресторан или заведение может использовать любой репертуар, но в конце месяца они должны вместе с деньгами предоставить отчет о том, какие композиции звучали в течении этого месяца. И согласно этому списку мы распределяем деньги. Но проблемы, конечно есть. В большинстве европейских стран отчеты заполняются действительные, а у нас к сожалению, указываются 3-4 исполнителя, а мы не можем проверить так ли это. И мы обязаны эти деньги распределить между теми исполнителями, которых указал ресторан. И мы отправляем полученные суммы, согласно спискам, которые нам дают рестораны. Все это контролирует министерство Юстиции.
— А вам какая от этого выгода?
— Я просто получаю заработную плату.
— Каким образом вы определили, что вам должны платить рестораны по 300 тенге за посадочное место?
— Наши ставки приняты общим собранием нашей организации.
— А почему бы не выпустить, какие-то музыкальные носители, которые будет разрешено использовать в публичных местах, и за которые ди-джеи сразу будут платить деньги?
— Такая практика есть, но мы не можем навязать покупку таких дисков – это не наша сфера, мы ведь не коммерческая организация. Исполнители сами могут собраться и создать, какую-то студию, и создать такие диски. А мы не можем запретить использовать какие-то диски или наоборот разрешить.
— Были в практике такие случаи, когда например, на какой-то фестиваль приезжали сами авторы и исполнители песен, но какая-то организация требовала с организаторов деньги за авторские права и за право выступления этих звезд…
— Это скорее всего общество по защите авторских прав «КазАК». Я вам приведу пример, скажем, вы взяли в аренду автомобиль или произвели аренду автовышки, но налог-то за это транспортное средство платите не вы, а его владелец. Скажем в договоре, например у Юры Шатунова или у Суханкиной сказано, что «я являюсь автором и исполнителем таких-то песен», и они должны в этом договоре либо обязать вас, либо указать, что они освобождают вас от уплаты денег за авторское исполнение песен. Если это формулировка есть, то вы либо платите, либо освобождаетесь от уплаты этих денег, а если такой формулировки нет, то согласно тем же международным конвенциям в стране, где используется данное произведение должны быть выплачены авторские и смежные вознаграждения. При публичном исполнении выплачивается авторский платеж, а при использовании фонограммы и авторский, и смежный.
— А если нет никаких договоров с группой или артистами, например, они согласились выступить у меня в клубе по-дружески?
— Если у вас нет никаких договорных отношений, то к вам не будет никаких претензий.
— Какие последствия грозят тем, кто не выполняет данные платежи?
— Есть множество санкций, предусмотренных во внутренних нормативных актах страны. В Казахстане за не соблюдение авторских и смежных прав предусмотрено несколько видов наказаний от конфискации контрафактной продукции до выплаты вознаграждения в сумме от 20 до 50 тысяч минимальных заработных плат, а также предусматриваются всевозможные административные наказания. Также в Уголовном Кодексе есть статья, предусматривающая лишение свободы до 5 лет.
— А как быть с народной музыкой?
— Произведение, сыгранное музыкантом в его исполнении, становится новым произведением. Если я являюсь исполнителем инструментальной музыки, и записал это произведение в собственной аранжировке, то уже я являюсь собственником смежных прав на это произведение. И если где-то в публичном месте будут ставить это произведение, то они должны за это платить деньги исполнителю.
Алим ИНОЯТОВ.
Источник: http://www.spik.kz