Прежде всего, нужно определить, что же подразумевается под авторским правом, проблемы которого так часто волнуют современников. В широком понимании международное авторское право представляет собой всю совокупность международно-правовых норм, которые регулируют правовые отношения, возникающие в связи с использованием и созданием произведений науки, литературы, искусства. С субъективной точки зрения авторское право подразумевается как совокупность принадлежащих автору, то есть, физическому лицу, имущественных и личных неимущественных (духовных) прав относительно созданного им произведения науки, литературы или искусства.
С того времени, когда появились законодательные акты об авторском праве, правомочия автора ограничивались сроком и степенью их защиты для личного и научного использования. Такой подход закреплен во Всемирной Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».
Таким образом, независимо от особенностей национального законодательства в области авторского права, все системы авторского права имеют два предназначения.
1. Содействие защите прав граждан, занятых в сфере литературного и художественного творчества.
2. Одновременное удовлетворение потребности общества в произведениях науки, литературы и искусства путем максимально возможной доступности тех произведений, которые подлежат охране авторскими правами.
Другими словами, необходимо равновесие, баланс между авторским правом и интересами человечества в отношении результатов творчества.
Законодательство об авторском праве возникло впервые в Великобритании. Еще в 1709 году парламентом был принят Статут королевы Анны (The Statute of Queen Anna), в котором сформулированы действующие по сей день принципы авторского права. Среди них естественное право, справедливое вознаграждение за труд, стимулирование творческой активности, общественная необходимость.
В конце XIX века начался процесс превращения системы охраны авторского права в международную. Она представляла собой сложный механизм взаимовлияния и взаимодействия международных актов и национальных законодательств.
Что же являют собой сегодня международно-правовые акты, защищающие объекты авторского права?
С моей точки зрения, в современных условиях мировая система авторского права находится под серьезной угрозой в связи с быстрым ростом технологий, обеспечивающих копирование объектов авторского права. Копируются литературные произведения, научные труды. Беспрецедентный масштаб приняло пиратское копирование музыкальной и кинопродукции. Кроме того, возникли и новые пути использования результатов творческого труда. Один из них – производство видеопродукции, спутниковое и кабельное телевидение. Появились и принципиально новые направления творчества: создание программного обеспечения для ЭВМ, Web-дизайн и т.д.
В связи с этим развитие технологий, формирование «информационного сообщества», компьютеризация требуют внести изменения в действующие законодательства или создать новые нормативные акты, которые позволили бы регулировать правовые отношения касательно интеллектуальной собственности с учетом специфики ЭВМ и цифровых технологий. Так, например, статья 32 Закона Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» рассматривает проблему пользования программами и информационными базами для ЭВМ.
Одним из результатов технологического прогресса является возникновение информационной сети Интернет. Именно это дает понять, что необходимо точно обозначить правовую природу Интернета и урегулировать правовые отношения, которые возникают или осуществляются с использованием цифровых технологий.
На начальном этапе развития сети Интернет человечество придерживалось мнения, что невозможно распространить действующие правовые нормы на правоотношения, возникающие в цифровых сетях. Охарактеризовать общественное настроение относительно влияния развития новых технологий Интернета на институт права интеллектуальной собственности можно фразой: «Интернет эволюционно изменит институт права интеллектуальной собственности».
Сегодня в общественном сознании превалирует консервативная позиция, в рамках которой основной задачей считается создание эффективного инструментария для реализации существующих правовых норм, а не согласование их с общественными технологическими изменениями.
Еще в первые годы существования Интернета мировая общественность стремилась наиболее полно отобразить особенности опубликования в условиях информационной сети и благодаря этому обеспечить надежную охрану авторских прав в новых условиях.
Между тем, размещение какой-либо информации в сети Интернет связано с созданием копии этой информации на сервере, который через определенный адрес имеет выход в мировую информационную сеть. Когда пользователь входит в Интернет и набирает тот или иной адрес, он получает доступ к информации, помещенной в виде файлов на компьютере, местонахождение которого имеет отнюдь не виртуальный, а вполне реальный характер.
Произведения, выраженные в электронной форме и доступные в цифровой сети, могут быть приняты неограниченным количеством пользователей в любое время. А те произведения, которые не имеют специальной защиты, будучи преобразованы в цифровую форму, становятся объектом правонарушений.
Ситуация такова, что многие собственники прав не в состоянии отслеживать распространение и использование объектов авторского права, которые подлежат правовой защите, в сети Интернет. Они также лишены возможности защищать свои права в цифровой сети, используя те же средства, что и при использовании объектов, которые подлежат правовой защите, в обычной среде. Широко известен случай, когда Паоло Коэльо вынужден был изменить концовку книги, попавшей пиратским способом в Интернет ранее, чем в печать.
Ключевыми в проблеме нарушения авторских прав в Интернете стали вопросы правового регулирования – юрисдикции сетевого поля и обеспечения доказательств.
Во-первых, примет ли суд как доказательство информацию, поданную из цифровой сети? Во-вторых, вопрос юрисдикции сети Интернет связан со сферой международного частного права. Закон какой страны применять при решении международных споров?
Как отмечалось выше, большая часть информации в цифровой среде размещается в виде текстов и фотографий, которые, в свою очередь, являются объектами авторских прав. Поэтому, с точки зрения возможности нарушения авторских прав, интеллектуальная собственность находится в Интернете в очень опасном состоянии.
Что касается распространения информации в Интернете, впервые в мире сложилась ситуация, когда национальное законодательство во многих случаях невозможно применить. Интернет экстерриториален. Нереально заключить международное соглашение с участием всех стран для регулирования оборота информации в Интернете. Это создает благоприятную обстановку для нарушения авторских прав.
Источник: press.uz