В Институте политических решений обсудили проблемы казахстанского кинопроката

Накануне в Алматы в дискуссионном клубе Института политических решений прошло заседание по вопросам казахстанского кинопроката. В заседании принимали участие режиссеры, киножурналисты, представители компаний-кинопрокатчиков, а также депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Ахмадиев.

Началось заседание с презентации режиссера Тимура Касымжанова «Узбекский Голливуд», в ходе которой Тимур не только перечислил основные проблемы низкой популярности казахстанского кинопродукта, но и наглядно представил понятие рынка. «Первая причина, по которой в нашей стране не очень часто ходят в кино, - это финансово-экономический кризис, ударивший по всем. Люди предпочитают потратить полторы тысячи тенге не на билет в кино, а на ту же колбасу, например, - рассказывает Тимур. – Вторая причина - это потеря доверия зрителя к казахстанскому кино». Действительно, несколько лет назад в нашей стране снимали фильмы, в основном, о кочевниках, довольно специфичные и не очень интересные. После смены руководителя киностудии им. Ш. Айманова «Казахфильм» ситуация начала меняться: за последние два-три года качество и количество фильмов, выпускаемых казахстанцами на отечественный рынок, существенно изменилось. Тем не менее, остается актуальной третья причина, названная Касымжановым: «Очень высокая себестоимость производства. Довелось общаться с россиянами, рассказал им, во сколько обходится один съёмочный день. Они долго смеялись, плакали, а потом опять смеялись: цены просто нереальные». По подсчетам Тимура, в среднем, чтобы снять фильм, необходимо иметь $500 тыс., это только на производство. Для того, чтобы он окупился в прокате, нужно ещё столько же.

Следующим выступил Бауржан Шукенов, исполнительный директор киноцентра «Арман», с презентацией «Казахское кино или казахстанская киноиндустрия?».

Начальник ГКП «Киновидеообслуживание» Управления культуры г. Алматы Владимир Долгов сообщил, что в общей сложности по Казахстану функционируют 200 кинозалов. «Двадцать лет назад, когда развалился Советский союз, в нашем городе было двадцать кинотеатров. Все они были сразу же приватизированы, из них половину превратили в складские помещения и т.п. И только сейчас, по прошествии стольких лет, мы восстановили то количество залов, которое было. Все мы знаем, что сеть кинотеатров «Отау Синема» на грани распада». (прим. ред.: в октябре кинотеатры были выставлены на продажу).

Депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Ахмадиев, выслушав перечисленные проблемы казахстанского кинопроката, внес предложение рассмотреть перспективу создания отдельного закона о кино в Казахстане.

Другими участниками заседания было предложено более активно заниматься продвижением казахстанских фильмов на рынке: нанимать маркетологов, чаще писать о проходящих съемках, создавать и размещать трейлеры и тизеры в сети. «Отсутствие постеров, кадров из фильмов - это большая проблема для киножурналистов, пишущих о нашем кино, - говорит Карим Кадырбаев, представитель сайта kino24.kz. - Часто происходит такая ситуация, когда приходишь на «Казахфильм», просишь у них постер к выходящему через неделю фильму - а тебе в ответ говорят, что постера нет. Всё это можно получить уже после премьеры». В ответ на заявление Карима управляющий директор по развитию АО «Казахфильм» сказал, что размещать рекламу на телевидении - слишком дорогостоящее удовольствие, которое не окупает себя.

Самым прибыльным казахстанским фильмом 2011 года был назван «Ликвидатор», который собрал 180 млн. тенге. Сиквел Баян Есентаевой «Гашык журек» собрал 1 млн. 372 тыс. тг, что может считаться провалом по сравнению с первой частью. Причина была в задержке проката: премьера планировалась на 1 декабря, но ни ленты, ни постеров не было еще две недели; в итоге фильм появился на экранах лишь перед праздниками.

Основной призыв заседания заключался в следующем: к кино следует относиться как к продукту. Следовательно, его надо продавать, причем делать это умело, привлекая специалистов по рынку и развитию.

Источник: Информационная служба ZAKON.KZ