Свобода слова, совести, религии и вероисповедания


Автор: А. Клюшев, Председатель Ассоциации религиозных объединений Казахстана

Хотелось бы от лица Ассоциации религиозных объединений Казахстана поблагодарить организаторов за проведение конференции и посильный труд в области обеспечения прав человека.

За период существования независимого Казахстана тема свободы вероисповедания была часто обсуждаемой. Неоднократно предпринимались попытки регулировать эту сферу прав человека. Этот период характеризуется становлением Казахстана как независимого государства, выбором пути развития, в том числе и области вероисповедания. 

С первых дней суверенитета в 1992 году был принят закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, гарантирующий гражданам право на свободу вероисповедания.

Со времени действия закона свое существование начали многие религиозные объединения в Казахстане, сложился определенный диалог между представителями различных религий, получили начало взаимоотношений органов государственной власти с религиозными объединениями. 

В 2005 году Республикой Казахстан ратифицирован Международный Пакт о гражданских и политических правах (далее-МПГПП). Однако нормы закона в редакции 1992 года в части обеспечения прав граждан на вероисповедание как единолично, так и совместно с другими без каких-либо требований о регистрации и/или обретения организационно-правовой формы юридического лица, а также другие нормы не были приведены в соответствие с положениями МПГПП.

За последние 12 лет неоднократно предпринимались попытки внесения изменений в закон, а также издание нового закона в этой сфере. При применении норм закона имели место нарушения со стороны представителей органов государства.

В текущем году, вопреки принципам открытости и гласности законодательных процессов, вступил в силу закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который в своем содержании не предусмотрел таких основополагающих понятий как свобода религии или вероисповедания. Принятие закона мотивировалось необходимостью регулирования религиозных отношений, хотя реальных предпосылок к упорядочиванию деятельности всех без исключения, действующих в рамках закона, религиозных объединений не имелось. Вступление закона в силу влечет исключение возможности исповедания религии как единолично, так и сообща с другими при отсутствии зарегистрированного юридического лица, что само по себе противоречит ст. 18 МПГПП и принципам других международных документов.

Также в практике деятельности местных исполнительных органов имеют место факты направления руководителям религиозных объединений запросов о предоставлении списков граждан, посещающих РО, национальный и количественный состав, содержание проповедей и др., являясь, по сути, незаконным вмешательством в деятельность религиозных объединений и нарушением принципа отделения государства от религии.  Получили распространение случаи требования от школьников заполнения анкет с указанием личной религиозной принадлежности и родителей. Все это нарушает конституционные права граждан на неприкосновенность личной жизни и право не определять и не указывать свою религиозную принадлежность, предусмотренное ст. 19 Конституции Республики Казахстан.

Не исключение и факты уголовного преследования руководителей РО по сфабрикованным уголовным делам якобы за применение незаконных методов психиатрии (к примеру, дело Ушанова). Первоначально уголовное дело ДКНБ было возбуждено незаконно, прокуратурой отменено, однако впоследствии состоялся обвинительный приговор суда в порядке частного обвинения, при отсутствии доказательств и проведения экспертиз с грубыми нарушениями законности. Суд принял решение с обвинительным уклоном, тем самым лишив права на справедливое судебное разбирательство. 

Не осталась без внимания и угроза религиозного экстремизма в Казахстане, радикализация некоторых объединений на основе определенных религиозных убеждений. 

Конституция Республики Казахстан и новый закон гарантирует, что религиозные институты (во всех их проявлениях) отделены от государства; в государстве нет одной или нескольких поддерживаемых государством религий и никакая религия не является государствообразующим фактором; никакие конфессии не выполняют каких-либо государственных функций; ни одна религия, религиозная группа или объединение не могут иметь никаких преимуществ по отношению к другим религиям, религиозным группам или объединениям; никто не может подвергаться дискриминации по мотивам отношения к религии, принадлежности к различным религиозным течениям, группам или объединениям.

В действительности представители органов государственной власти, в частности Агентства по делам религии и его подразделениями на местах, поддерживаются определенные религиозные объединения, выведенные в ранг «традиционных», других же оставив без защиты и открытыми для клеветы и оскорбления религиозных чувств выпуском статей и телепередач дискриминационного характера. 

Подтверждением этому служит информация, опубликованная на сайте  http://www.antisekta-kyzylorda.kz/news/detail/7, со ссылкой на агентство «Хабар» от 31.08.2011 года, о том, что цитирую - «200 грантов на обучение имамов в университете исламской культуры «Нур Мубарак» в Алматы выделит в этом году Министерство образования Казахстана. Такое заявление сделал сегодня в Актобе заместитель председателя Агентства РК по делам религий Марат Азилханов на встрече представителей Духовного управления мусульман Казахстана со студенческой молодежью области…».

Кроме этого, как стало известно 27.10.2011 г. состоялось заседание под председательством государственного секретаря Саудабаева, в ходе которой также Агентству по делам религии указано на содействие ДУМК при прохождении перерегистрации, ребрединге, поддержке имиджа, создание прогосударственных мусульманских НПО, выделение денежных средств для обучения в исламских высших учебных заведений, создание таких заведений в Казахстане. 

В связи с изложенным необходимо разработать общую целостную концепцию государственной политики в области религии в стране, основываясь на международных нормах, провести анализ действующего законодательства на соответствие нормам МПГПП, другим международными договорам, исключить практику разделения религиозных объединений на традиционные и нетрадиционные, дискриминацию, создать механизмы возможности участия всех религиозных объединений в законотворческой деятельности, создать открытую и доступную площадку диалога между государством и религиозными объединениями.

 

Источник: По материалам экспертной конференции «Развитие и статус института прав человека за 20 лет независимости Республики Казахстан» 12 декабря 2011. Астана.