Авторы и артисты могут попасть в настоящую зависимость от организаций, призванных защищать их, если уважаемые депутаты примут поправки, касающиеся закона “Об авторском праве и смежных правах”.
Монополия на артистов
Сегодня темой авторских прав не интересуется разве что ленивый. Она волнует не только авторов, но и производителей фонограмм, владельцев увеселительных заведений и многих других профессионалов, работающих с интеллектуальной собственностью. Инициатива некоторых депутатов – оставить по одной организации в сфере авторского и смежного права путем внесения этих изменений и дополнений в существующий закон – вызвала неоднозначную реакцию как у самих артистов, так и у обществ, защищающих их права.
– Авторские общества – не чья-то частная компания, это объединения авторов, которые создаются самими авторами, – говорит Бауыржан АЙДАРБЕКОВ, генеральный директор авторского общества. – Если в сфере авторского и смежного права останется по одной организации, это будет монополия сфер, от этого автор не выиграет. Я так говорю, потому что знаю практику деятельности как казахстанских, так и зарубежных авторских обществ. В США, например, существует три крупные организации по управлению правами авторов. Если одна организация плохо работает, много берет комиссионных – выбирай другую. Мы за то, чтобы сохранить за автором право выбора, иначе получится кабальное положение.
Лом против пиратства
По словам экспертов, одна организация не в силах охватить весь рынок и проследить за тем, чтобы за использование произведений авторам и исполнителям начислялся гонорар. В регионах покрытие составляет лишь пять процентов, а остальные пользователи вообще ничего не платят! И это с учетом работы семи подобных обществ, а что будет, если их число в разы сократится? И что станет с остальными, уже аккредитованными организациями?
– Данные поправки нарушают основное положение Конституции, Закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках”, Закона “Об общественных объединениях”. Государство не имеет права вмешиваться в деятельность общественных объединений, коими являются авторские общества, – продолжает кандидат юридических наук, поэт-песенник Темирлан ТУЛЕГЕНОВ. – Эти поправки идут не во благо развитию казахстанской шоу-культуры и творческому народу, а тормозят их и даже могут откинуть нас на несколько лет назад. Тем более если мы хотим вступить в ВТО, где одно из условий – адекватная охрана авторских прав. И уровень пиратства у нас станет намного ниже – отсюда выиграет в целом наша экономика. Плюс это стимулирует творчество. Если человек написал талантливую вещь, значит, ее чаще будут крутить, соответственно он будет больше получать денег. В конечном итоге казахстанский автор может спокойно жить за счет авторских отчислений.
– Предлагаемые изменения и дополнения в Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности” очень актуальны для правообладателей, – говорит Меруерт ЖУМАГЕЛЬДИНОВА, представитель организации по защите авторских и смежных прав.
Комитетом по правам интеллектуальной собственности почему-то не принимается во внимание опыт других стран. Так как на сегодняшний день в таких странах, как Греция, существует три организации по управлению смежными правами, в Дании, Франции и Украине – не менее двух. Мы за конкурентное развитие области авторских и смежных прав.
Не оставайтесь в стороне
Как выяснилось, ситуацией озабочены не только защитники прав авторов и исполнителей, но и сами артисты. Времена их неведения и безучастия в общественных процессах давно в прошлом.
– Сейчас все изменилось. Информация доступна, незнающих людей нет, – отвечает Шухрат, солист “All Давай”. – Почти все успешные исполнители и авторы уже получали деньги. Так что они от них не откажутся. А теперь опять хотят сделать монопольную структуру. Не учатся на истории, причем это даже не история, а еще современность. Было монопольное сообщество, которое показало, как оно работает. То есть артист будет зависеть от организации, а не наоборот. Почему? Потому что организация-монополист будет диктовать свои условия. И опять же неизвестно, кто будут контролировать распределение средств?
С мнением Шухрата, уверен, согласятся большинство отечественных артистов, и он призывает их не оставаться в стороне от горячей темы:
– Я не хочу, чтобы они сохраняли свою инфантильность в этом вопросе. Потому что, когда мы проводим встречи с артистами, выясняем насущные проблемы. Они возмущаются: то не так, это не так. А мы спрашиваем: почему вы молчали, когда это происходило? То есть уже формируются неправильные взаимоотношения. У нас менталитет такой, все тянут до последнего, а потом вдруг разом, как лавина, начинают говорить и жаловаться.
Тема чрезвычайно важна, ведь грамотно выстроенные отношения в сфере авторского права напрямую влияют на качество отечественного шоу-бизнеса.
– Очень важно заниматься ликвидацией правовой безграмотности творческих людей, в учебные программы творческих вузов давно пора ввести в качестве основного предмета “Авторское право”, – ратует Темирлан Тулегенов. – Если они будут понимать, о чем идет речь, то могут занять более активную позицию в реализации своих прав. Пока артист не будет разбираться в авторском праве хотя бы на пальцах, он будет легкой жертвой наших великих продюсеров, соответственно у нас будет не шоу-бизнес, а той-бизнес!
Источник: http://www.caravan.kz/article/36489