1 августа вступил в силу антипиратский закон, а уже 20 августа сайт «Турбофильм» был вынужден закрыть доступ к нелегальным копиям популярных сериалов канала HBO — «Игра престолов», «Подпольная империя», «Служба новостей» и других. Права на продукцию HBO в России принадлежат компании «Амедиа», недавно открывшей портал «Амедиатека» — на нем по платной подписке можно смотреть эти сериалы совершенно легально.
В июле 2013 года, накануне вступления закона в силу, «Лента.ру» опубликовала серию интервью с активистами пиратского движения. Выступить с противоположной позиции редакция предложила президенту «Амедиа» Александру Акопову, который критиковал пиратство задолго до принятия закона. Акопов рассказал, почему раскритикованный отраслью закон кажется ему даже излишне мягким, как пиратские сайты вредят развитию русского кино и когда интернет-пиратство исчезнет полностью.
Почему одной из первых ваших жертв в рамках антипиратского закона стал даже не торрент-трекер, а «Турбофильм» — сайт с такой маленькой аудиторией?
На самом деле у нас нет достоверных данных, кто большой, а кто маленький в этой сфере. Выбор целей связан с двумя вещами. Поскольку по закону мы можем предъявлять претензии только к контенту, который принадлежит нам, мы идем по площадкам, где он лежит. Каждый правообладатель — по своей. Получается, что на массовый ресурс в любом случае подадут жалобу. Зато «Турбофильм» нарушает такое важное — в том числе и пиратское — правило: он берет деньги за свою работу.
Его пользователи тем не менее не в претензии — это люди, готовые платить за переводы и субтитры.
Мы понимаем, что всем нравится функционал «Турбофильма». Но, во-первых, легальные сайты только начали развиваться, в отличие от пиратов. 90 процентов наших ресурсов уходит на закупку контента, а меньше всего остается как раз на совершенствование сервиса. Я надеюсь, в течение года доведем уровень сервиса до лучших мировых образцов. Во-вторых, мы неоднократно заявляли, что готовы работать с теми площадками, которые раньше выкладывали нелегальный контент. Мы понимаем, что это происходило не столько по злой воле, сколько потому, что легальный контент не был доступен. У нас самих ушло три года, чтобы договориться с HBO и всеми остальными площадками. Мы понимаем, что ни «Турбофильм», ни более крупные площадки этого сделать не могли бы, потому что нас хоть как-то знают, мы все-таки из этого бизнеса. Тем не менее целый ряд площадок, таких как ivi или Tvigle, возник с нуля в интернет-поле и смог каким-то образом подойти к правообладателям, в том числе и к американским. То есть все-таки возможность сразу работать в легальной поляне всегда была.
Я надеюсь, что начавшееся движение в сторону легализации контента остановить уже будет нельзя. Думаю, что у нелегальных площадок шансы встроиться в этот процесс остаются, но действовать они должны очень быстро.
Тот же «Турбофильм» уже действует, но в обратную сторону — они перешлина защищенный VPN.
Но вы же понимаете, что и эта возможность тоже будет перекрыта.
Вы предлагали «Турбофильму» какую-то возможность сотрудничества?
Неоднократно и всем.
Но всем в общем или им конкретно?
Всем в общем, потому что к каждому конкретно мы обратиться не можем, их много. Первыми, кто отреагировал, были «ВКонтакте» — когда-то это была самая большая площадка с нелегальным контентом в стране. Они большие, серьезные ребята, они в один момент решили, что переключаются на другую модель, и ничего от этого не потеряли. У меня нет сомнений в том, что они договорятся со всеми, с кем захотят, и «ВКонтакте» останется одним из главных окошек в мир видео и телевидения. В этом смысле пользователь никак не пострадает.
Вы договорились с «ВКонтакте», что они предоставляют пользователям переход на ваш сайт с подпиской. Я почему-то не думаю, что рядовой пользователь «ВК» пойдет платить за фильмы и сериалы — он пойдет на торрент-трекеры и скачает их.
Вы все никак не можете себе представить ситуацию, что торрент-трекеров нет.
Да, потому что я думаю, что в интернете очень сложно перекрыть распространение информации. Вы говорили, что интернет-пиратство будет так же задавлено, как пиратство обыкновенное, но информация распространяется куда быстрее, чем пиратские суда, и пользователи всегда находят лазейки.
Дело в том, что точек, из которых она может распространяться, все-таки ограниченное количество. Сайтов не может быть миллион. Их счетное количество. Все нелегальные методы, которые существовали на протяжении всей истории человечества, в конце концов выходили в правовое поле. У меня нет сомнения в том, что в интернете — не только в России, но и в глобальном масштабе — обязательно будет порядок. Потому что реальный мир сильнее, чем интернет — интернет сейчас очень молод, но он будет жить в итоге по законам реального мира.
Если уж мы говорим о законах реального мира — люди всегда находили доступ к запретной информации. Это мы можем судить по истории Советского Союза и литературе самиздата.
Замечательно. Давайте пойдем по этому пути. Но в конце этого пути очень простая ситуация: не будет русского кино. У американской индустрии, которая контролирует сейчас телевизионный и киношный рынок, есть механизмы, как возвращать вложенные деньги: они у себя в достаточной степени контролируют интернет, а также контролируют кинопрокат и продают контент на телевизионные каналы по всему миру. У нас, к сожалению, особо нет возможности продавать за рубеж. У нас нет возможности возвращать деньги из интернета, потому что вы собираетесь отдать его пиратам. И наконец, последнее: у нас неуклонно снижается смотрение телевизора.
Телевидение сегодня является единственным источником денег для производства русского кино. Через 10-15 лет телевидение как источник аудиовизуального продукта на русском языке исчезнет. Останется только интернет. Все русское кино — это будет очередной челябинский метеорит, снятый на видеорегистратор. У кино останется только один способ финансирования — государство. Поэтому мы стараемся заранее принять меры, чтобы этого не произошло. К сожалению, мы не можем наладить рынок только у себя или кому-то объяснить, чтобы они из патриотических соображений не крали только русское кино. Поэтому нам приходится налаживать весь рынок сразу и налаживать его таким образом, чтобы к концу жизни телевидения и кинотеатров не возникло дыры лет в тридцать, когда страна вообще останется без кино, телевидения и сериалов.
Ваш сайт «Амедиатека» предлагает подписку — 230 рублей в месяц. Если вдруг все пользователи пойдут и купят эту подписку, это спасет русское кино? Все-таки затраты на кино несопоставимы с количеством денег, которое вы можете получить с сайта.
Сегодня российское телевидение зарабатывает в год 4,5 миллиарда долларов на рекламе. Кино, сериалы могут поддерживаться через рекламу, а могут поддерживаться через деньги, которые платит непосредственно зритель. Как в кинотеатре — человек пришел, заплатил деньги, и если достаточно много человек заплатило деньги, кино продолжает сниматься. Мы можем на сайте даже предложить модель типа freemium — ты либо платишь 230 рублей, либо на эти же 230 рублей смотришь рекламу.
Проблема кино и телевидения, на мой взгляд, все-таки не в пиратстве, если борьбой с пиратством вы не можете заработать денег на съемки.
Да, проблемы кино и телевидения точно не только в пиратстве. Проблема телевидения, в частности, в том, что у нас нет платного телевидения. HBO смог стать тем каналом, которым он стал, благодаря тому, что он платный, и благодаря тому, что он не рассчитан на массовую аудиторию. Ни на одном из существующих массовых бесплатных каналов таких сериалов появиться не может — с острыми темами, откровенными разговорами. Такой контент можно только продавать, ты не отобьешь его рекламой.