Автор: Елена ЯСКЕВИЧ
Источник: http://ug.zanmedia.kz/

Владельцы кафе и ресторанов, исправно отчисляющие проценты с прибыли за исполнение музыкальных произведений в рамках защиты авторских прав в КазАК, находятся сейчас в двойственной ситуации.

К ним приходят инспекторы других обществ по защите автор­ских прав и предлагают заключить договоры уже с ними.
Дискуссия на брифинге, организованном Департаментом юстиции г. Алматы, охватила проблемы всех участников сферы под названием «авторское право» — теле- и радиовещателей, владельцев кафе и ресторанов, композиторов и поэтов-песенников, объединений по защите авторских прав.
Самыми острыми стали вопросы: кому платить за использование чужих произведений, кто имеет право осуществлять эти сборы, по какой ставке, на каком основании, и кто потом проконтролирует, куда уходят деньги?
Специалисты департамента юстиции рассказали о новом в Законе «Об авторских и смежных правах». Летом прошлого года в этот документ внесены некоторые дополнения и изменения. Согласно им теперь каждый владелец кафе, ресторана, ночного клуба или собственник электронных СМИ должен заключить договор с общественными объединениями по защите авторских и смежных прав. В стране их несколько и именно эти организации занимаются вопросами взимания платежей

и распределением средств среди авторов. Сумма выплат определена самими объединениями по согласованию с авторами и составляет от двух до двухсот тысяч тенге. Одна из таких организаций за четыре месяца прошлого года собрала и выплатила правообладателям более 15 миллионов тенге.
Выяснилось, что на настоящий день в Казахстане существует два общества — Казахстанское авторское общество (КазАК) и Казахстанское общество по управлению правами исполнителей (КОУПИ), и функциональные направления их деятельности совершенно разные, то есть конкуренции друг другу они не составляют, так как КазАК защищает права авторов (авторское право), а КОУПИ — права исполнителей (смежные права).
У предпринимателей, которые не видят существенной разницы между этими видами деятельности, складывается впечатление, что с них хотят дважды взять деньги за одно и то же. И только обратившись к определениям авторского и смежных прав, которые дает закон, можно понять, что общества представляют интересы разных групп.
К тому же, как пояснили представители департамента юстиции, по закону такое общество может создать любой человек, и с кем из них заключать договор — дело самих предпринимателей. Самое главное при этом — наличие у обществ по защите авторских и смежных прав договора с представителем автора или исполнителя, который и будет в перспективе получать отчисления. Даже если группа давно распалась, права на ее произведения имеют правопреемники. Нуждаются в защите также авторы и исполнители, которые только начинают свой путь в шоу-бизнесе. Обычной практикой, к примеру, КазАК был поиск адресов новых авторов, накапливания денег на их счете, даже если они сами пока не заявили о том, что хотят вступить в общество.
Предпринимателям необходимо понять, что сам исполнитель или автор физически не может отследить, где и когда звучали его произведения, у него нет времени отстаивать свои интересы в суде, и потому никогда не заключает договоры напрямую. Для этого и создаются общества, которые управляют правами авторов на коллективной основе.
Нередко владельцы кафе и ресторанов отказываются заключать договоры по защите авторских и смежных прав, мотивируя это тем, что не используют музыку, тексты, песни того или иного автора или исполнителя.
Тогда руководство обществ обращается в уполномоченный орган, то есть департамент юстиции, с просьбой проверить увеселительное заведение, теле- или радиоканал на предмет соблюдения закона. Если песни или музыка этого автора все-таки звучат, общество на основании проверки обращается в суд, так как композиторам, поэтам и исполнителям полагается вознаграждение за использование музыкальных композиций в кафе, ресторанах или эфире. И в этом случае формулировка, что ресторану принадлежит только банкетный зал, а музыкантов приглашают те, кто его арендует, звучат малоубедительно.
Отчитываясь перед обществами по защите авторских и смежных прав, предприниматели, в свою очередь, имеют право потребовать у них информацию о том, как используются их деньги.
Кстати, зам. начальника управления юстиции Шакир Султанхан раз и навсегда пресек разговоры о том, что собирать вознаграждения может и уполномоченный орган — в компетенцию органов юстиции эта функция не входит.
Здесь же на брифинге представители обществ рассказали о ставках сборов, определенных практикой других стран. Марал Ыскакбай, председатель республиканского общественного объединения “Казахское авторское общество», пояснил, что с телеканалов взимается один процент от прибыли, с кабельных операторов — три.
Асет Блиев, генеральный директор “Казахстанского общества по управлению правами исполнителей”, отметил, что сейчас идет широкое обсуждение минимальных ставок, создана рабочая группа. Законопроект направлен на подпись премьер-министру, и, возможно, уже в этом месяце будет принято соответствующее постановление. На сегодняшний день минимальные ставки за использование авторских и смежных прав установлены постановлением Правительства.
Интересно было послушать о ставках по авторскому вознаграждению в Греции, о которых рассказал представитель греческого общества по защите автор­ских прав. Он отметил, что все ставки закреплены законом и строго дифференцированы. Если музыка звучит в ресторане (не основной вид его деятельности) площадью 100 кв. м, то сбор в месяц составляет 150 евро. Музыкальный бар с той же площадью платит 1000 евро, а ночной клуб или дискотека — уже три тысячи евро. Теле- и радиоканалы исключительно музыкального формата выплачивают авторское вознаграждение в размере четырех процентов от дохода.
Конечно, много вопросов, звучавших на брифинге, еще требуют своих ответов. Но то, что вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности находятся в центре внимания общественности — уже показатель цивилизованности. Еще семь-восемь лет назад мало кто у нас вообще мог говорить об авторских правах, а сегодня проблемы в этой сфере активно обсуждаются. Проводимая в нашей стране работа по охране интеллектуальной собственности не осталась незамеченной мировым сообществом — несколько лет назад Казахстан исключен из Списка наблюдения стран, неадекватно и неэффективно охраняющих права интеллектуальной собственности.