Интернет, ставший незаменимым средством получения информации и общения во всем мире, завоевывает все большую популярность. С развитием цифровой технологии и расширением сети Интернет интеллектуальная собственность подверглась массивной трансформации. Огромное количество произведений науки и литературы, искусства, фильмов, фонограмм, изображений и компьютерных программ стали доступными теперь в цифровой форме посредством Интернета. Большая часть правонарушений в сети Интернет связана с нарушением авторских прав. Прежде всего, это распространение произведений без разрешения правообладателей. Такие нарушения могут носить характер как уголовно-правовой, так и гражданско-правовой, а потому и защита нарушенных прав будет проходить с использованием различных правовых методов.
Вопрос о необходимости усиления охраны авторских и смежных прав становится актуальным практически для всех стран. Большинство международных актов, так или иначе, связанных с информационным обменом уделяют особое внимание данному вопросу.
В первую очередь, это заключенная в 1886 году Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. На сегодняшний день эта Конвенция наиболее эффективно защищает авторские права в мире. К данной Конвенции присоединились Кыргызстан и Украина. Для того чтобы наиболее эффективно и единообразно совершенствовать и поддерживать охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения, принимаяво внимание возможность использования информационных и коммуникационных технологий в распространении литературных и художественных произведений, в рамках Бернской Конвенции был подписан в 1996 году Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (ВОИС). Настоящий Договор не влияет на свободу договаривающихся стран, предоставляя исключительное право их авторам литературных и художественных произведений разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих произведений посредством продажи, или иной передачи права собственности. ВОИС особо выделяет необходимость приведения национального законодательства стран участниц в соответствие с современными требованиями, диктуемые применением информационных технологий. В числе первых этот Договор ратифицировала Республика Беларусь (1996 г.). В 1998 году к немуприсоединилась Кыргызская Республика.
Страны, которые выбрали путь интеграции в Евросоюз, склонны приблизить национальное законодательство к Положениям Директивы 2001\29ЕС Европейского парламента и Союза о гармонизации некоторых аспектов авторского права и связанных прав в информационном обществе.
Директива содержит ряд важных положений, направленных на имплементацию норм в национальном законодательстве государств-участников, в том числе касающихся применения права на воспроизведение в цифровой среде и временного воспроизведения, права на сообщение для всеобщего сведения применительно к использованию в сети Интернет, ограничений и изъятий из сферы действия исключительных прав в цифровой среде, технологических мер защиты, а также информации об управлении делами.
В Директиве выделяется пять категорий правообладателей: авторы, исполнители, производители фонограмм, изготовители аудивизуальных произведений, телерадиовещательные организации. Все категории правообладателей предписывается наделить исключительным правом на воспроизведение соответствующих объектов авторских и смежных прав, а также исключительным правом на доведение до всеобщего сведения в интерактивном режиме, сформулированным как «исключительное право разрешать или запрещать доведение до всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к охраняемым объектам из выбранного ими места и в выбранное ими время».
Положения международных документов стремятся к тому, чтобы договаривающиеся стороны обеспечили в своих национальных законах меры, позволяющие осуществлять эффективные действия против любого акта нарушения прав, включая срочные меры по предотвращению нарушений и меры, являющиеся сдерживающим средством от дальнейших нарушений.
В связи с развитием Интернет-технологий законодательство в области авторских прав во многих странах СНГ претерпело некоторые изменения. Проблема защиты авторских прав состоит в том, что защита этих прав носит строго территориальный характер и осуществляется, прежде всего, на территории того государства, где возникло авторское право. Признание же авторских прав на территории других государств может иметь место лишь в силу международных или двухсторонних соглашений, с учетом норм национального законодательства.
Национальное законодательство стран об авторском праве и смежных правах регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) на своих территориях. В законах этих стран имеется норма, что если международным договором, в котором участвует та или иная страна, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора. Такая оговорка позволяет расширить территорию охраны авторских прав далеко за пределами своей страны.
Содержание законов об авторском праве и смежных правах в государствах-участниках СНГ мало отличаются между собой. Во всех странах существует государственное регулирование в сфере охраны авторских прав, определен уполномоченный государственный орган, который содействует созданию правовых условий для развития творчества в области науки, литературы и искусства, реализации правомочий авторов и обладателей смежных прав, включая право на обращение в суд.
Понятие «авторского права» у всех стран одинаково. Оно распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств, а также способа их выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Смежные права распространяются на постановки, исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного и кабельного вещания независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. Усматривается только различие по срокам действия авторского права. Почти для всех стран - авторское право на произведение возникает в результате факта его создания и начинает действовать со дня создания произведения в течение всей жизни автора, и 50 лет еще после его смерти. Но в трех странах: Россия, Грузия и Украина срок действия авторского права после смерти автора продлен до 70 лет.
Авторское право на произведение возникает в силу факта создания произведения и не зависит от официального подтверждения этого права. Не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Но это не лишает права автора на любой стадии обратиться в уполномоченный орган своей страны и зарегистрировать авторские права. Обладатели авторского права всех стран для оповещения о своем авторском праве могут использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из таких элементов: латинской буквы "С" в окружности: (©); имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Правообладателем считается лицо, упомянутое в знаке охраны авторского права, если не доказано иное. Но, учитывая, что данное требование не является обязательным, на практике часто встречаются произведения без соответствующего оформления, что позволяет нарушителям авторских прав ссылаться на этот факт в качестве оправдания. В качестве еще одной отговорки нарушители используют объяснение, что это было «воспроизведение произведения в личных целях», а, следовательно, они не должны брать согласия автора и не должны выплачивать авторское вознаграждение. Эта норма есть в национальных законодательствах.
Надо отметить, что национальное законодательство стран не стоит на месте. И хотя все еще существует общее сходство в законодательных нормах, но уже наблюдаются и некоторые существенные различия, появившиеся под влиянием развития информационного общества и современных информационных технологий. Например, в России признано законным существование электронных библиотек. Произведения, введенные в гражданский оборот законным путем, выраженные в цифровой форме предоставляются библиотеками во временное и безвозмездное пользование потребителю без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. В законе (ст.19) имеется оговорка - при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
В Республике Молдова под опубликованием, кроме издания или выпуска в обращение произведений или фонограмм, понимается также предоставление легального доступа к произведению или фонограмме через электронные системы информации.
Аналогичный подход используют законодатели Кыргызстана и Азербайджана – под опубликованием понимается, тоже что, и в Молдове. В соответствии с законодательством Украины опубликованием произведения, фонограммы, видеограммы также считается депонированиерукописи произведения, фонограммы, видеограммы в хранилище (депозитарий) с открытым доступом и возможностью получения в нем экземпляра (копии) произведения, фонограммы, видеограммы. Для Казахстана и Узбекистана «доведение до всеобщего сведения» - это сообщение объектов авторского права и смежных прав по проводам или средствам беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время, по ее собственному выбору (в интерактивном режиме). В Грузии произведение, фонограмма и видеограмма считаются также изданными, если они доступны посредством электронных систем информации.
Каждый закон уделяет значительное внимание защите авторского права и смежных прав. Этому вопросу посвящены целые разделы. Почти у всех стран предусматривается уголовная, гражданская, и административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Защита осуществляется судом, и большинство стран определили для себя такие пути:
1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
6) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
По выплате компенсации в каждой стране установлены свои пределы. Например: в России - от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей; в Казахстане, Кыргызстане - от 20 до 50 000; в Белоруссии - от 10 до 50 000; в Азербайджане от 100 до 50 000 минимальных размеров заработной платы. В Молдове этот размер составляет от 10 до 20 000 минимальных размеров заработной платы, а если нарушение было совершено с целью извлечения прибыли и причинило значительный ущерб обладателю авторских и смежных прав, то лицо, виновное в преступлении, наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет и (или) штрафом в размере от 100 до 1 000 минимальных зарплат.
В Армении закон не указывает конкретный размер компенсации. Его устанавливает самостоятельно суд, исходя из характера нарушения и последствий. В Узбекистане компенсация выплачивается вместо возмещения убытков, независимо от факта причинения убытков. В случае, если нарушитель получил вследствие нарушения авторского права или смежных прав доходы, правообладатель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере не меньшем, чем эти доходы. Кроме этого, автор и исполнитель в случае нарушения их прав вправе требовать от нарушителя компенсации морального вреда. Законодательство Республики Таджикистан не предусматривает взыскание дохода и выплаты компенсации, но возмещение убытков производится с учетом упущенной выгоды.
Национальное законодательство государств-участников СНГ предусматривает: контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке.
Существующее законодательство имеет достаточно действующих норм для защиты обычных авторских и смежных прав. Его нормы позволяют авторам или правообладателям осуществлять защиту своих прав в судах, органах прокуратуры, дознания и предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. Однако этого не достаточно, чтобы решить все вопросы для случаев «цифрового» использования объектов интеллектуальной собственности.
Исход судебных разбирательств будет зависеть от правоприменительной практики. Немаловажное значение имеет пагубное влияние лиц, поддерживающих идею свободного распространения и копирования любой информации в Сети.
Вместе с тем, судебные органы не всегда готовы рассматривать подобные иски, поскольку у судей недостаточно профессиональных знаний в области информационно-коммуникационных технологий применительно к авторским правам в «в цифрой среде». Хотя в России уже есть положительные примеры, когда суды последовательно применяют международные нормы и нормы национального законодательства, подтверждая правонарушения и взыскивая с нарушителя ущерб. Но их доля по сравнению с объемом имеющихся нарушений в сети Интернет, пока весьма не значительна.
Законы в области авторского права и смежных правах в странах СНГ
1. Азербайджанская Республика
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 05.06.1996 г.
2. Республика Армения
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 08.12.1999 г.
3. Республика Беларусь
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 16.05.1996 г.
4. Грузия
Закон «Об авторских и смежных правах», 22.06.1999 г.
5. Республика Казахстан
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 10.06.1996 г.
6. Кыргызская Республика
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 14.01.1998 г.
7. Республика Молдова
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 23.11. 1994 г.
8. Российская Федерация
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 09.07.1993 г
9. Республика Таджикистан
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 13.11.1998 г.
10. Туркменистан
11. Республика Узбекистан
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 20.07.2006 г.
12. Украина
Закон «Об авторском праве и смежных правах», 23.12.1993 г.