[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»
Нарушения свободы слова  в Казахстане

июнь 2014 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование о нарушениях в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации  в июне 2014 года.

Среди сообщений:

- Депутаты парламента приняли Уголовный кодекс РК. Документ  направлен на подпись главе государства.

- Гражданское сообщество Казахстана обратилось к Президенту РК Нурсултану Назарбаеву с просьбой наложить вето на принятые Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс РК об административных правонарушениях.

- Журналист Сая Исса признан виновным в клевете. 
- Депутаты карагандинского маслихата обвиняют журналиста Сергея Перхальского в оскорблении представителя власти.

- По решению суда первой инстанции главный редактор журнала «Аныз адам» Жарылкап Калыбай должен выплатить 13 миллионов тенге в счет возмещения морального вреда ветеранам ВОВ.

- Решение о закрытии газеты «Ассанди-Таймс» вступило в законную силу. 

В июне СМИ и гражданам предъявлен 1  иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. 
Вынесено  6  судебных решений (5  - слушания в апелляции). Из них в пользу СМИ и граждан – 0.

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 11 обвинений в клевете;

- 48 досудебных претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 208 млн. 800 тыс. тенге.
Оглавление
2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


5II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


51. Нападения


52. Угрозы


63. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности


74. Цензура


75. Нарушение права на свободу выражения мнения


86. Нарушение трудовых прав журналистов


8III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


81. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


122. Принудительная подписка


133. Необоснованные ограничения в распространении информации


13IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА
      НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


131. Преследования в уголовном порядке


162. Преследования в гражданском порядке


162.1. Судебные иски


192.2. Досудебные претензии


203.  Другие


213.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете





I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Июнь, 05

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович прокомментировала расширение уголовной ответственности за клевету в проекте нового Уголовного кодекса РК: «Эта поправка может еще сильнее препятствовать общественной полемике и поставить под угрозу свободу СМИ в Казахстане. Я еще раз призываю членов парламента пересмотреть поправку и вместо этого использовать нынешнюю правовую реформу для декриминализации диффамации». 
Также Дунья Миятович  выразила обеспокоенность по поводу участившихся случаев преследования журналистов в уголовном порядке. 
Июнь, 11
11 июня депутаты Мажилиса парламента Казахстана одобрили изменения и дополнения, внесенные Сенатом парламента в проект Уголовного кодекса Республики Казахстан. Таким образом, документ считается принятым парламентом и направлен на подпись главе государства.

Новый Уголовный кодекс РК  ужесточает ответственность за экстремизм и терроризм, а также предусматривает криминализацию деяний, способствующих распространению радикальных идеологий. Вводятся новые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью, в том числе в сфере информационных технологий.

В новом УК предусмотрено усиление ответственности за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем. Кроме этого, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы.

Июнь, 11

Коалиция неправительственных организаций инициировала сбор подписей под Обращением к Президенту РК с просьбой наложить вето на принятые парламентом РК Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и обсуждаемый депутатами проект Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан (КоАП). 

По мнению гражданского сообщества страны, эти документы значительно ограничивают и ущемляют права человека, противоречат  Конституции Республики Казахстан и ратифицированным международным договорам.

Так, использование в новом Уголовном кодексе и КоАП статей, направленных против  общественных объединений, противоречит Конституции РК и будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства. 

Также, считают подписанты обращения, конституционные права граждан нарушают статьи кодекса, касающиеся свободы вероисповедания, личной свободы и др. 
Что касается свободы слова и творчества, гарантированные Конституцией РК, то в Уголовном кодексе «расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, также сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая  наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений».

В Кодексе РК об административных правонарушениях сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за технические правонарушения.

Обращение подписали более 130 граждан и неправительственных организаций  Казахстана. 
Июнь, 18
Все СМИ

18 июня депутаты Мажилиса парламента приняли проект Кодекса РК об административных правонарушениях, а также пакет сопутствующих поправок в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам законодательства об административных правонарушениях».
Документ передан на рассмотрение Сената парламента.

Июнь, 18

Все СМИ

18 июня депутаты Мажилиса парламента во втором чтении одобрили законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».

Законопроектом уточнена компетенция некоторых государственных органов по осуществлению противодействия терроризму. По отношению к информационным материалам, признанным экстремистскими или террористическими, устанавливается запрет не только на их распространение, но и на ввоз, издание и изготовление.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Гражданский процессуальный и Земельный кодексы, а также ряд законов РК.

Поправками в Гражданский процессуальный кодекс предлагается отнести решения о признании информационных материалов, распространяемых на территории РК, экстремистскими или террористическими к решениям, к подлежащим немедленному исполнению.

Июнь, 09

В мае этого года вступил в действие закон № 200-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел», который дает возможность Генеральной прокуратуре приостанавливать без решения суда работу интернет-ресурсов и сотовой связи. 

В связи с тем, что внесудебное приостановление СМИ противоречит двум действующим законам – «О средствах массовой информации» и «Об информатизации», согласно которым приостановление или прекращение выпуска СМИ возможно только по решению суда или собственника, интернет-портал zakon.kz обратился в Генеральную прокуратуру за разъяснениями.

В ответном письме Генеральная прокуратура сообщает: так как законодательство о средствах массовой информации, основывающееся  на Конституции РК, состоит из закона «О СМИ» и иных нормативных правовых актов РК, противоречий в том, что «в Законе «О связи» затронуты те или иные вопросы, связанные с распространением продукции средств массовой информации (далее - СМИ) через/с использованием средств и сетей связи» прокуратура не усматривает.
На просьбу интернет-портала сообщить о методиках, методических рекомендациях, разъяснениях по определению сообщений и материалов как преследующих «преступные цели, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства» (ст. 41-1 Закона «О связи»), генпрокуратура сообщила: «Считаем крайне затруднительным составление какого-либо документа, позволяющего определить все возможные случаи использования СМИ в преступных целях на основании предварительно установленных единых правил и критериев». В этой связи прокуратура рекомендует ответственным за содержание контента работникам СМИ «самостоятельно определять подобные случаи на основании норм уголовного законодательства и исходя из правоприменительной практики».
Июнь, 24

Председатель Агентства РК по связи и информации (АСИ) Аскар Жумагалиев, отвечая в своем блоге на просьбу директора «Компании «ЮрИнфо» Игоря Лоскутова, разъяснил действия ст. 41-1 (внесудебное приостановление работы интернет-ресурсов и сотовой сети) и ст. 2 (толкование понятия «средства телекоммуникаций (средства связи) Закона «О связи». 
Как пояснил А. Жумагалиев, внесудебное приостановление работы сетей телекоммуникаций, ее отдельных сегментов, услуг связи конкретных операторов, конкретных видов и услуг связи (голосовая, SMS, доступ в Интернет и т.д.) будет использоваться «только в исключительных случаях, как мера, направленная на пресечение их использования «в преступных целях, наносящих ущерб личности, общества и государства (DDOS-атаки, SMS и иные веерные рассылки с использованием программных интернет-сервисов или приложений)». 
В случаях, предусмотренных ст. 41-1 Закона РК «О связи», данная норма используется, «как постоянно действующий механизм реагирования государства на информационные вызовы и угрозы».  Это касается и интернет-ресурсов безотносительно к их статусу СМИ, предполагающему в соответствии с Законом «О СМИ» и главой 36-3 ГПК РК судебный порядок приостановления их деятельности или ограничения доступа.

В случае распространения интернет-ресурсами иного противоправного контента: продукция порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда суицида, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, культа жестокости и насилия, - приостановление работы ресурсов  осуществляется в судебном порядке через признание информации незаконной. 

«Основанием для принятия таких решений будет усмотрение государственных органов, к компетенции которых относится противодействие указанным правонарушениям, в первую очередь, МВД, МОН, а также АСИ, как уполномоченного органа в области средств массовой информации» - подчеркивает председатель Агентства.

Июнь, 04

Все СМИ

В начале июня стало известно о том, что 30 апреля правительство РК приняло постановление № 429 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2014 года № 280 «Об утверждении Комплексного плана приватизации на 2014 - 2016 годы». Согласно документу, в период с 2014 по 2016 годы среди других организаций  будут приватизированы 35 СМИ – 27 городских, районных и областных газет, Жезказганская городская дирекция телерадиовещания «Дидар» (49% акций) и Рудненская городская редакция телерадиовещания «Рудный даусы» (50% акций), «Радио Рауан» (100% акций), медиахолдинг «Жетысу Акпарат» (100% акций), «Мангистау - Медиа» (51% акций), «Шахтинск Инфо» (49% акций). Кроме того, на коммерческий тендер будет выставлены акции «Медиа-корпорации «ЗАН» (33,5% акций).

По мнению председателя правления Союза журналистов Сейтказы Матаева, «это создает прецедент для других СМИ, где государство имеет контрольный пакет акций, в частности, в республиканских газетах, телевидении и радио». Вместе с тем, по мнению Матаева, вызывает опасение то, «в чьи руки может уйти пресса»: «Если акции перейдут трудовому коллективу журналистов с целью сохранения исторических традиций и свободы творчества, то журналистское сообщество воспримет это положительно, а если издание выкупят аффилированные с государством структуры, то не стоит затевать такую приватизацию. Боюсь, что возобладает второй вариант. Хотя за годы независимости частная пресса показала, что может быть партнером государства, и доказала, что в этих редакциях трудятся патриоты страны». 
Президент фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева высказала сомнение, что изменение формы финансирования местных приватизированных  государственных СМИ  улучшит их качество: «Польза от провозглашенной приватизации местных СМИ весьма сомнительна, по крайней мере, на первом этапе. Эти местные газеты и телекомпании выпускаются в свободное плавание, наверняка не имея серьезного опыта сбора рекламных средств, не имея опыта писать с учетом ориентации на рейтинг, то есть на интерес общества. (...) Выдержат ли они конкуренцию со свободными СМИ? Или все-таки пойдут по наезженному пути, по которому пошли многие издания: сесть на «иглу» госзаказа, то есть это те же бюджетные деньги, которые уже не напрямую перечисляются, а якобы по конкурсу и на тех же, а может быть, и на более жестких условиях, которые им диктовал собственник в лице государства?» 
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
1. Нападения 

Июнь, 04
Татьяна Ковалева, 365info.kz (г. Алматы)

Продюсер информационного портала 365info.kz Дмитрий Бациев сообщил агентству КазТАГ, что в Донецке (Украина) на корреспондента сайта Татьяну Ковалеву было совершено нападение. В свою очередь, Татьяна пояснила: утром она прошла аккредитацию в здании бывшего областного совета Донецкой Республики. Когда журналист снимала улицы города, мешки, укрепления, к ней сзади подбежали два человека. Один сразу сломал видоискатель телекамеры, второй пытался отобрать камеру. 
2. Угрозы  
Июнь, 03

Акерке Заирова, ТРК «Сфера» (г. Темиртау)

Жильцы многоквартирного дома, расположенного возле ресторана «Берендей» в Темиртау, пожаловались в ТРК «Сфера» на то, что возле их дома ресторан затеял строительство автостоянки. Из-за этого к дому не могут подъехать ни машины «Скорой помощи», ни «Полиция». Когда корреспондент ТРК Акерке Заирова позвонила в ресторан, чтобы договориться о съемке сюжета, то хозяйка заведения, представившаяся Фаридой, заявила: «Все документы на строительство автостоянки у меня имеются, а если вы сюжет покажете по телевизору, то я подам на телекомпанию в суд, вам мало не покажется!».
Июнь, 06 

Ольга Зорина, «Новое поколение» (г. Шымкент) 

На мобильный телефон журналиста газеты «Новое поколение» Ольги Зориной позвонили неизвестные  и  потребовали прекратить поднимать тему реставрации памятника архитектуры  -  дворца «Металлург» в Шымкенте.  «Доброжелатели» также  приехали к ней домой. Неизвестная женщина  предложили решить вопрос по-хорошему, иначе пообещала ей пожизненную долговую яму, что «повесит» на нее чужие кредиты и долги. Женщина уточнила, что Ольга ничего никому доказать не сможет: все будет юридически оформлено и законно. Несмотря на угрозы, Ольга Зорина продолжает освещать и поднимать проблему данного памятника. 

Июнь, 20 

Максат Жаксыбаев, ТК «7 канал» (г. Шымкент)

Собкор «7 канала» по Южно-Казахстанской области Максат Жаксыбаев готовил материал о том, что продавцы центрального рынка Шымкента жалуются на частые проверки миграционной полиции. Перед выходом сюжета в эфир журналисту звонили незнакомые люди и просили  не выдавать материал, предлагали денежное вознаграждение.  
В материале, вышедшем в эфир 13 июня, продавец центрального рынка рассказала, что проверки происходят из-за разногласий между руководителями двух базаров. После выхода сюжета журналисту позвонил хозяин другого рынка города. Он пригрозил Максату судебными разбирательствами и огромными суммами морального вреда. 

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности

Июнь, 02

СМИ г. Астаны

Мужчины, представившиеся членами приемной комиссии, не пропустили съемочные группы нескольких телеканалов – «КТК», «Хабар», «24 кз», «Казахстан» и «Астана» в здание Евразийского университета имени Гумилева (ЕНУ), где проходило единое национальное тестирование (ЕНТ) выпускников школ. Свои действия они объяснили запретом представителей Комитета национальной безопасности, которые дежурили в университете во время ЕНТ. Когда на место приехал вице-министр образования и науки Такир Балыкбаев, журналистам позволили зайти в аудитории, где проходило тестирование, чтобы снять напутственное слово вице-министра выпускникам и взять у него интервью.

Июнь, 06 

Азиз Мурзабаев, Адиль Самаликов, ТК «TVK»  (г. Шымкент)  

6 июня корреспондент телеканала «TVK» Азиз Мурзабаев и телеоператор Адиль Самаликов снимали репортаж о перевернувшемся пассажирском автобусе по улице Аймаутова в Шымкенте. Увидев журналистов, кондуктор автобуса и еще трое неизвестных начали угрожать съемочной группе физической расправой. Они требовали прекратить съемку и покинуть место ДТП.  Поняв, что съемочная группа не собирается уезжать, двое мужчин попытались сломать камеру. Телеоператору Адилю Самаликову все-таки удалось сохранить аппаратуру.  После того как на место ДТП приехали другие СМИ,  разбушевавшиеся угомонились. Все  журналисты спокойно смогли отснять материал.

Июнь, 06 

Марина Низовкина,  Бек Абиев, Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (г. Жетысай, Южно-Казахстанская область) 

Съемочная группа телеканала «КТК» - корреспонденты Марина Низовкина, Бек Абиев и телеоператор Евгений Сергиенко приехали на автовокзал города Жетысай Махтааральского района Южно-Казахстанской области. Журналисты Марина Низовкина и Бек Абиев снимали материал для сюжета о противостоянии двух местных автовокзалов. Когда  Евгений Сергиенко попытался снять, как пассажиров почти силой вталкивают в автобусы, на него набросился сотрудник автовокзала и стал запрещать снимать. Он закрывал камеру руками и толкал оператора. После того, как журналисты объяснили мужчине, что находятся не на частной территории, а значит, имеют право снимать, он успокоился. Съемочная группа смогла продолжить работу.  

Июнь, 13

Ольга Лихограй, Нургельды Дюсенов, «Наша Газета» (г. Костанай)

Инна Педан, «Костанайские новости» (г. Костанай)
Сотрудник охранной службы акимата Костаная не пропустил корреспондентов еженедельника «Наша Газета» Ольгу Лихограй и Нургельды Дюсенова на  совещание, на котором, по инсайдерской информации, должно было состояться назначение нового акима одного из центров Костанайской области. При этом охранник сказал, что ему было указание не пропускать «Нашу Газету», но не пояснил, кто именно дал такое указание. После того, как О. Лихограй обратилась к стоявшим неподалеку акиму  Костаная и его заместителю, журналисты смогли пройти на мероприятие. 
Когда заседание началось, в зал с большим трудом смогла пройти корреспондент газеты «Костанайские новости» Инна Педан: ей охрана сообщила, что газеты вообще не приглашали, а есть разрешение только на присутствие видеооператоров двух местных телеканалов, чтобы те отсняли видеоряд и ушли. 
Июнь, 19

СМИ г. Тараз

К СМИ г. Тараза через своего адвоката обратился подозреваемый в убийстве 8-летней давности, находящийся в следственном изоляторе города СИ-13. Мужчина утверждает, что полицейские заставили его подписать признание в этом преступлении, которого он не совершал, и что теперь он отказывается от показаний.

Журналисты республиканских телеканалов «КТК», «31 канал», «Астана» и областного телевидения «Казахстан-Тараз» попытались встретиться с подозреваемым в СИЗО, но дальше ворот учреждения охрана их не пропустила. На просьбу журналистов пригласить кого-то из администрации изолятора был получен отказ. Охрана не пропустила к задержанному и его родственников.  Отказ был мотивирован сначала совещанием в СИ-13, а затем отсутствием в изоляторе электричества. 

Специалисты КУИС Жамбылской области, к которым СМИ обратились за разъяснениями ситуации, сказали, что не имеют к изолятору никакого отношения.
4. Цензура 

Июнь, 23

СМИ Восточно-Казахстанской области

23 июня в Восточно-Казахстанский регион с рабочим визитом прибыл глава государства Нурсултан Назарбаев. По электронной почте Информационный центр области сообщил СМИ: цель поездки президента - «ознакомление с индустриально-инновационным развитием региона». В пресс-релизе инфоцентра сообщалось, какие объекты посетит президент. 
Спустя некоторое время на электронную почту изданий пришло сообщение из Информационного центра, в котором говорилось, что информацию из пресс-релиза о прибытии президента публиковать нельзя. Если информация была размещена на сайтах, то убрать. Позже сотрудники центра  сообщили, что пресс-релизы были разосланы в СМИ «для ознакомления, а не для публикации».

5. Нарушение права на свободу выражения мнения

Июнь, 30

 «Городская неделя», «Наша жизнь», «Новое время» (г. Павлодар)

30 июня в Майском районе Павлодарской области проводились общественные слушания по вопросу передачи в сельхозоборот земель Семипалатинского ядерного полигона. В селе Жумыскер журналисты Александр Баранов («Городская неделя»), Ирина Адылканова («Наша жизнь»), Анна Уралова («Новое время») после доклада представителя Национального ядерного центра Казахстана и принятия резолюции в поддержку перевода земель полигона из категории запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения обратились к присутствовавшим на слушаниях сельчанам. Журналисты просили ответить на вопрос, действительно ли люди в Майском районе нуждаются в земле и не боятся ли они радиационного загрязнения полигонных земель. Ответов журналисты не дождались, поскольку к сельчанам тут же подошли сотрудники сельской и районной администрации и запретили им отвечать на вопросы СМИ.
Июнь, 14

Ерлан Табынов, г. Жезказган

На сайте Социалистического движения Казахстана опубликовано сообщение о том, что как только лидер работников Жезказганского железнодорожного комплекса (ЖЖДК) «Казахмыс» Ерлан Табынов публично озвучил информацию о создании работниками комплекса комитета рабочих, который  будет защищать их интересы, к нему на мобильный телефон позвонил неизвестный человек. Женщина, не представившись, начала отчитывать Ерлана за то, что он дает интервью СМИ.  Неизвестная потребовала, чтобы он явился в Жезказганский акимат в 304 кабинет и написал объяснительную. Табынов отказался выполнить требование. 

Обеспокоенный за свою безопасность и безопасность своей семьи, Е. Табынов обратился в прокуратуру Жезказгана. Он просит разъяснить, не нарушил ли он своими действиями закон, и просит прокуратуру выяснить, действительно ли ему звонили из акимата и с какими намерениями. 

6. Нарушение трудовых прав журналистов
Июнь, 30

Индира Кереева, Ардак Ерубаева, «Керек инфо» (г. Актобе)

В канун праздника связи и информации аким города Актобе и аким Актюбинской области наградили ряд работников СМИ и журналистов региона, в том числе газеты «Керек инфо», премиями за хорошую работу.

Премию главы области в размере 100 тысяч тенге получила журналистка издания Индира Кереева, премию градоначальника в размере 50 тысяч тенге — Ардак Ерубаева. Однако руководство газеты «Керек инфо» под угрозой увольнения потребовало сдать эти деньги в кассу редакции. Индира Кереева не вернула премию, объяснив, что истратила ее.  Ардак Ерубаева из 50 тысяч тенге отдала в кассу 20 тысяч. При этом никакого приходного документа ей в бухгалтерии на руки не дали.

После того, как об этой ситуации коллеги Ардак рассказали на своей страничке в фейсбуке, 20 тысяч тенге были ей возвращены.

Позже редактор «Керек инфо» Самал Абдрахманова заявила Ардак Ерубаевой, что увольнять журналистов сейчас не будут, но теперь они будут находиться под контролем руководства.
III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации

Июнь, 03

ТК «Казахстан-Павлодар» (г. Павлодар)

3 июня корреспондент ТРК «Казахстан-Павлодар» Болат Аманбаев обратился в пресс-службу прокуратуры Павлодарской области с просьбой сообщить, какие меры реагирования принимал надзорный орган по факту случившегося накануне нарушения полицейскими Успенского РОВД ДВД Павлодарской области границы Казахстана и России. В прокуратуре журналисту сообщили, что инцидент с незаконным пересечением границы сотрудниками правоохранительных органов комментировать не будут.

Июнь, 05

СМИ г. Шымкент 

Собкоры республиканских СМИ по Южно-Казахстанской области (ЮКО) получили информацию о том, что 31 мая был арестован заместитель акима Сарыагашского района, а также несколько сотрудников районного акимата. По этому поводу журналисты обратились к пресс-секретарю Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по ЮКО Эльвире Кадырсизовой. Отвечать на вопросы пресс-секретарь отказалась, объяснив, что ее начальство пока не дает на это разрешение.

Июнь, 09

Нуртай Лаханулы, радио Азаттык (г. Алматы)

Репортер радио «Азаттык» Нуртай  Лаханулы обратился в автобусные парки Алматы и дорожно-патрульную полицию по поводу нарушений водителями общественного транспорта правил посадки и высадки пассажиров. Ни в одном из учреждений журналист конкретных ответов на вопросы не получил. 
Июнь, 10 

Жанат Тохтарбай, телеканал «Астана» (г. Шымкент) 

Собкор республиканского телеканала «Астана» по Южно-Казахстанской области Жанат Тохтарбай обратилась к заместителю акима города Шымкент Гульжан Курманбековой по поводу повышения цен на картофель. Зам.акима посоветовала журналисту сначала обратиться в пресс-службу акимата. В пресс-службе журналисту пообещали перезвонить, как только организуют интервью.  Не дождавшись звонка, Жанат вновь обратилась в акимат, где ей сказали, что Гульжан Курманбекова отказалась от комментариев на том основании, что повышение цен на картофель – сезонное, и заострять на этом внимание не стоит. 

Июнь, 12

Руслан Абдуалиев, ТК «24 KZ» (г. Тараз)

12 июня корреспондент республиканского телеканала «24 KZ» Руслан Абдуалиев обратился к заместителю начальника линейного управления внутренних дел на станции Жамбыл по факту изъятия сотрудниками управления более 600 килограммов марихуаны. Журналист просил дать информацию или назначить специалиста для подготовки сюжета. Зам.начальника отказался давать информацию, ссылаясь на то, что его начальник Максат Тазабеков находится в командировке, а без его ведома все комментарии давать запрещено. Тогда корреспондент обратился в пресс-службу Комитета по борьбе с наркобизнесом. Специалисты этого ведомства пытались помочь журналисту, связавшись с начальником линейного управления Тазабековым но результата так и не последовало. Получить информацию не удалось ни от кого.

Июнь, 20

«Городская неделя» (г. Павлодар)

В связи с резким повышением отпускной цены на формовой хлеб из муки первого сорта (цена на этот продукт зафиксирована меморандумом между акиматом Павлодарской области и производителями муки и хлеба), журналист газеты «Городская неделя» Александр Баранов обратился к пресс-секретарю акима области Аскару Джалдинову с запросом относительно причин подорожания. Пресс-секретарь заявил, что аким области не будет отвечать на этот вопрос, поскольку он не в его компетенции. При этом чиновника нисколько не смутил тот факт, что меморандум с предпринимателями о поддержании цен на социальные продукты подписан именно областным акиматом.

Июнь, 28

Татьяна Спицина, «Взгляд на событии» (г. Караганда)

Корреспондент газеты «Взгляд на события» Татьяна Спицина целую неделю безуспешно пыталась получить  комментарий в ТОО «ЦентрКазНедра» для материала по землетрясению, случившемуся в Караганде. Офис-менеджер ТОО каждый раз неизменно сообщала журналисту, что нужного специалиста нет на месте.  

Июнь, 30

«Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

В редакцию обратились жители села Самарского Кокпектинского района. По их словам, в селе есть два гидротехнических сооружения, которые находятся в аварийном состоянии. Сельчане утверждают, что неудовлетворительное техническое состояние объектов сказывается на качестве водоснабжения населенного пункта. Чтобы проверить эту информацию, 14 июня редакция газеты «Мой город»  направила запрос на имя акима Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области. По состоянию на начало июля ответ на запрос так и не поступил.

Июнь, 03

СМИ г. Темиртау

На аппаратном совещании в акимате города Темиртау один из представителей СМИ задал главе города Нуркену Султанову вопрос по коммунальной сфере. В ответ градоначальник сказал, обращаясь ко всем присутствовавшим журналистам: «Мне не нравится то, что вам еще на дали слово, а вы уже задаете свои вопросы! Если так будете продолжать, то мы вообще на аппаратное совещание больше не будем приглашать журналистов!».

Июнь, 06

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай обратилась по телефону к сотруднику ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная» Чингизу Есмаганбетову с просьбой присутствовать на конференции с участием пассажирских перевозчиков перед тендером на организацию регулярных городских и пригородных перевозок. Также журналист просила дать ей возможность ознакомиться с документами тендера. 

Ч. Есмаганбетов отказал и в информации, и в доступе на мероприятие, никак не объяснив свой отказ и посоветовав Ольге обратиться к акиму Костаная. Горай обратилась к пресс-секретарю акима города Самату Жандильдину. Вскоре он перезвонил и сообщил, что договорился о доступе журналиста на конференцию. 

Июнь, 06

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)

5 июня корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай обратилась с запросом к начальнику ДВД Костанайской области по поводу объявления о госзакупке автомобиля для ДВД стоимостью более 36 млн. тенге. В частности, она спрашивала, был ли приобретен автомобиль по указанному лоту, какой марки и по какой цене. В случае, если госзакупка не состоялась, корреспондент просила пояснить,  в связи с какой необходимостью департамент планировал купить автомобиль такого класса и почему от этой идеи отказались. Также Горай спрашивала, на каком служебном автотранспорте передвигается начальник ДВД.

6 июня руководитель пресс-службы ДВД Адильбек Нурмахин прислал ответ, в котором кратко сообщил. что  5 марта ДВД Костанайской области отказался от проведения тендера на покупку данного автомобиля.  Остальные вопросы пресс-служба оставила без ответа.

Ольга Горай написала Нурмахину письмо с просьбой ответить на остальные вопросы, так как дозвониться ему по рабочему телефону было невозможно. Но ответа не получила.

Июнь, 15

Телевизионные СМИ г. Петропавловска

Журналисты телеканалов Северо-Казахстанской области жалуются на невозможность получить оперативно информацию или комментарий в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Петропавловска.  Материалы, подготовленные по жалобам жителей города, зачастую выходят без комментариев и пояснений чиновников.  Между тем, все материалы имеют большое общественное значение, поскольку затрагивают злободневные темы жизни города.  

Июнь, 16

Владимир Северный, «Мегаполис» (г. Алматы)

Корреспондент газеты «Мегаполис» Владимир Северный в публикации «Секретный визит» рассказал о том, что министерство обороны по непонятным причинам засекретило рабочую поездку главы ведомства Серика Ахметова по Алматинскому гарнизону. Журналистов республиканских СМИ пресс-служба оборонного ведомства очень просила «в детали рабочей министерской поездки не вникать» и тем более никаких предположений относительно принятых Ахметовым в Алматы решений не строить. Известно лишь, что в ходе пребывания в регионе Серик Ахметов побывал на местных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и воинских частях специального назначения.

Июнь, 20

Макпал Муканкызы, радио Азаттык (г. Павлодар)

Репортер радио Азаттык Макпал Муканкызы обратилась к начальнику следственного изолятора АП-162/1 в Павлодаре Ернуру Саспанову с просьбой предоставить информацию о состоянии здоровья находящегося в заключении поэта Арона Атабека. По словам жены поэта, он с 21 мая находится в карцере СИЗО, в связи с чем и обострилась его болезнь. 

На вопросы журналиста начальник изолятора сказал, что «ответит лишь в письменном виде и только на запрос, отправленный по почте». Получить ответы в Комитете уголовно-исполнительной системы МВД РК М. Муканкызы также не удалось.  

Июнь, 23

Все СМИ

Руководитель пресс-службы МЧС РК Кристина Мохамед сообщила агентству КазТАГ, что министерство вводит новый формат подачи новостей для СМИ. Теперь на сайте МЧС можно будет увидеть данные только о крупных чрезвычайных ситуациях, другую информацию можно будет получить в пресс-службе региональных департаментов. Причина смены формата не уточняется.

Как отмечает КазТАГ, в минувшие выходные информация об оперативной обстановке, размещенная на сайте МЧС, содержала сведения лишь о количестве выездов подразделений МЧС, пожаров, спасенных и эвакуированных без расшифровки спасательного мероприятия.

Июнь, 26

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй в течение двух дней пыталась получить информацию по телефону от заместителя акима Рудного Серика Искужинова. Журналист хотела задать вопросы по поводу намерения акимата развивать велосипедную инфраструктуру в городе. Попытки дозвониться Серику Искужинову заканчивались разговорами с его секретарем, которая отвечала, что заместитель акима занят или выехал. Ольга Лихограй оставила секретарю номера телефонов, по которым мог бы перезвонить чиновник, но звонка не дождалась. В результате статья «Пришло время «изобретать велосипед» была опубликована в номере «Нашей Газеты» от 26 июля без комментария чиновника.

Июнь, 30

СМИ Северо-Казахстанской области

Как сообщает собкор фонда «Адил соз», пресс-служба ДВД Северо-Казахстанской области перестала давать информацию о криминальных происшествиях, происходящих в регионе. В случае, когда журналист сам узнает о каком-то ЧП, то по запросу ему дают очень лаконичную информацию. Между тем, отмечают журналисты, ранее пресс-служба ДВД области была  самой открытой и оперативной среди госорганов.
Июнь, 12 

Марина Низовкина, Бек Абиев, ТК «КТК» (г. Шымкент) 

В корпункт телеканала «КТК» в Южно-Казахстанской области обратились родители онкобольного мальчика. Они попросили  журналистов снять материал  об их сыне и помочь собрать деньги  на операцию тяжелобольному ребенку, который на данный момент находится в областной детской больнице. Журналисты согласились помочь, но попросили родителей договориться с врачами о съемке, так как съемочной группе несколько раз уже отказывали в съемках в этом медучреждении. 

Медики  и в этот раз отказали родителям,  сославшись на то, что главный врач  областной  детской больницы  не дает разрешения. 

2. Принудительная подписка

Июнь, 23

«Науырзым тынысы» (Костанайская область)

Жители Наурзумского района Костанайской области

23 июня аким Наурзумского района Костанайской области Талгатбек Даиров, отвечая на вопрос пользователя в блог акима по поводу принудительной подписки на издания, сообщил: «в целях финансовой поддержки районной газеты «Науырзым тынысы» мы обратились с просьбой к руководителям и специалистам акимата, руководителям и работникам бюджетных организаций, а также к населению района подписаться на 2 полугодие 2014 года».  

Вопрос пользователя о том, когда же закончится принуждение к подписке, остался без ответа. 

Июнь, 06

Все СМИ

Жительница г. Кентау Южно-Казахстанской области, назвавшаяся Мариной, обратилась в блог министра труда и социальной защиты Тамары Дуйсеновой с жалобой на то, что в ее организации под давлением местного акимата сотрудников заставляют подписываться на периодические издания, что чувствительно бьет по семейному  бюджету. 

Министр ответила, что вопросы, изложенные в обращении, в компетенцию министерства не входят, но пояснила, что в соответствии с Гражданским кодексом республики граждане свободны в заключении договоров (а именно таковым является подписка). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных казахстанским законодательством. Т. Дуйсенова порекомендовала Марине обратиться в суд за защитой своих гражданских прав.
3. Необоснованные ограничения в распространении информации

Июнь, 12

«Ассанди-Таймс» (г. Алматы)

12 июня апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения решение Медеуского районного суда Алматы от 21.04.2014 г., согласно которому газета «Ассанди-Таймс» была признана составной частью и формой распространения продукции «единого» СМИ «Республика», выпуск газеты «Ассанди-Таймс» прекращен.

Напомним, осенью 2012 года по иску прокурора г. Алматы «единым СМИ «Республика» суд признал 8 газет и 23 интернет-ресурса. Все издания были закрыты за якобы экстремизм, хотя в ходе судебного разбирательства ни одного доказательства предоставлено не было. Газета «Ассанди-Таймс» в списке этих изданий не значилась.

Июнь, 18

«Правдивая газета» (г. Алматы)

Кассационная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения решение Бостандыкского районного суда Алматы от 24.02.2014 и постановление апелляционной коллегии Алматинского горсуда от 18.04.2014 г. о прекращении деятельности «Правдивой газеты».  Апелляционную жалобу представителя собственника СМИ Рамазана Есергепова суд оставил без удовлетворения.

Напомним, решение о закрытии газеты было вынесено по иску прокурора Бостандыкского района Бауыржана Жумаканова. Его требования были основаны на том, что административный суд в 2013 году неоднократно накладывал на издание  взыскания.  

Так, тираж первого номера, вышедшего в апреле 2013 года, был конфискован за то, что газета не опубликовала периодичность издания. В августе 2013 года газету приостановили на три месяца за то, что она опубликовала завышенный на 1 тысячу экземпляров тираж.

5 декабря 2013 г. газету судили заочно на основании протоколов акимата Алматы. За то, что номер газеты, датированной 22 ноября 2013 г., был отпечатан типографией 20 ноября, издание оштрафовали на 50 МРП.  За то, что в черновом оттиске этого же номера газеты были неясно пропечатаны выходные данные, судья решила приостановить ее выход на три месяца. В суде апелляционной инстанции представители газеты предъявили доказательства, что до 22 декабря 2013 г. ни один экземпляр не поступал в продажу. Неясные выходные данные были следствием типографского брака, своевременно типографией исправленного.  Тем не менее, решение о приостановке издания и штрафе было оставлено в силе.

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА 
НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
1. Преследования в уголовном порядке

Июнь, 16
Сая Исса, «Общественная позиция» (г. Алматы)

16 июня Алмалинский районный суд г. Алматы признал виновным журналиста Саю Иссу в совершении преступления по ст. 129 УК РК – Клевета и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 370400 тенге. 
Поводом для уголовного разбирательства стала статья «Рейдеры с большой дороги», опубликованной в газете «Общественная позиция» 31.10.2013 г. Частный обвинитель – директор Семейского филиала АО «БТА банк» Кайрат Жуаспаев считает, что в статье журналист распространил заведомо ложные, порочащие его сведения о неправомерных действиях обвинителя и банка при выдаче залогового кредита. В качестве доказательства своей правоты К. Жуаспаев предоставил соответствующие судебные акты от 2012 г. Помимо привлечения С. Иссы к уголовной ответственности, директор филиала банка потребовал взыскать с журналиста 10 млн. тенге в счет возмещения морального вреда, которые просил перечислить в детские дома г. Семей.

Сая Исса вину свою не признал, показав, что газетный материал вышел не в его авторской версии, а в редакционном варианте, в котором из его текста без согласия автора были исключены ключевые фразы и целые абзацы. Отредактированный вариант статьи он не видел и согласия на его публикацию не давал. По мнению Иссы, сокращение текста привело к искажению смысла его авторских рассуждений. 
Несмотря на отрицание вины подсудимым, суд установил, что факты, изложенные в публикации, не соответствуют действительности. На момент написания статьи уже имелись вступившие в законную силу судебные акты, которыми не была установлена незаконность выдачи кредитов и незаконность заключения договоров по залогу имущества, о чем автору статьи было известно. 
Помимо штрафа, журналист должен выплатить Кайрату Жуаспаеву 150 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Июнь, 29

Жумабек Муканов, журналист (г. Шымкент)

Главный редактор газеты «Оскен Онуре» (бывший «Шардара Тынысы») Есенбай Бейсенбиев обвинил бывшего главного редактора районной газеты «Шардара Тынысы» Жумабека Муканова в клевете (ст. 129 УК РК). Поводом стала статья «Приди в себя от дурацких слов, Есенбай-есеке» (перевод с каз. яз.), опубликованная в республиканской газете «Ар-Дак» в апреле 2013 г.  
По словам Ж. Муканова, эта публикация стала его вынужденным ответом на грязные статьи о нем, которые выходили на страницах «Оскен Онуре» в течение нескольких лет. 
Частный обвинитель обиделся на обращение «есеке», напоминание о прошлом опыте работы в полиции и отсутствии специальных знаний в журналистике. 

26 июня судья Аль-Фарабийского районного суда Шымкента Шара Бисенбиева сделала вывод, что оспариваемая фраза является оценочным суждением Муканова, и отказала в удовлетворении частной жалобы.

Июнь, 03
Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)

Виктор Сухоруков, житель г. Петропавловск

Апелляционная коллегия Северо-Казахстанского областного суда оставила без изменения оправдательный приговор Петропавловского городского суда, вынесенного в отношении собкора газеты «Время» Виктора Мирошниченко и жителя Петропавловска Валерия Сухорукова. 

Напомним, частный обвинитель Амрулло Абдуллаев, отбывающий наказание за убийство, обращался в суд с заявлением, в котором требовал признать В. Мирошниченко и В. Сухорукова виновными в совершении преступления по ст. 129 УК РК – «Клевета». Кроме этого, А. Абдуллаев просил суд взыскать с обвиняемых 2 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. Он посчитал, что в статье «Аффективный выстрел» (www.time.kz от 25.10.2013 г., «Время» от 26.10.2013 г.) журналист и защитник интересов родственников убитого В. Сухоруков распространили в отношении него заведомо ложные сведения о его ранней судимости. 

15 апреля Петропавловский городской суд признал журналиста и В. Сухорукова невиновными в распространении клеветы и оправдал их за отсутствием состава преступлений. Исковые требования о возмещении морального вреда суд оставил без рассмотрения.

Июнь, 05

Сергей Перхальский, «Взгляд на события» (г. Караганда)

Депутаты Карагандинского городского маслихата Татьяна Кравченко, Адия Алимбаева, Кабдыгали Оспанов обвинили редактора газеты «Взгляд на события» Сергея Перхальского в оскорблении представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 320 УК РК), написав соответствующие заявления в УВД г. Караганды. Поводом для этого послужила вышедшая в газете статья под названием «Депутаты с другой планеты».

Статья была о том, как депутаты провели рейд с целью проверки работы общественного транспорта.

Народным избранникам не понравились такие выдержки из статьи: «Потому что выезд в рейд дня них – это как для простых граждан на лимузине прокатиться: вроде все понятно, но занятно и необычно, а потому вызывает всплеск эмоций. Вот и на этот раз наши депутаты изрядно посмешили своим выходом в люди». «Но что самое любопытное, все эти огрехи депутаты воспринимают почти как должное и как мантру твердят: надо учитывать, надо поднимать вопрос, надо предусмотреть…». «Или депутатам слабо ездить в автобусах рядом со своими избирателями?»

Сам автор статьи Сергей Перхальский не считает, что оскорбил или унизил депутатов, он всего лишь отразил в статье свою точку зрения.

Журналиста по существу дела уже допросил участковый. В настоящее время полицейские ведут доследственную проверку.

Июнь, 24

Наталья Садыкова, журналист (г. Актобе)
Адвокат Снежанна Ким, представляющая интересы журналиста из Актобе Натальи Садыковой, обвиняемой в клевете, сообщила корреспонденту радио Азаттык, что не может ознакомиться с материалами дела своей подзащитной. В суде Актобе ей сказали, что дело отправлено в прокуратуру. В прокуратуре сообщили, что дело Садыковой передано в полицию в связи с объявлением ее в розыск. В полиции, по словам адвоката, ей так и не предоставили материалы дела для ознакомления.

«Таким образом, должностными лицами государственных органов было нарушено мое право адвоката ознакомиться со всеми материалами дела, что, в свою очередь, не позволило моей подзащитной осуществить свое право на защиту», - считает Снежанна Ким. 

Напомним, в марте 2014 г. суд № 2 г. Актобе возбудил уголовное производство по обвинению журналиста Натальи Садыковой по ст. 129 УК РК – «Клевета». Частный обвинитель - экс-мажилисмен Марал Итегулов в своем заявлении написал, что Наталья Садыкова, используя псевдоним Бахыт Ильясова, опубликовала на портале «Республика» статью под названием «Тендеров на всех не хватает» (декабрь 2013 г.), в которой умышленно оклеветала его, а также нанесла ущерб его деловой репутации. Сама журналист отрицает причастность к публикации. 

На момент начала слушаний Н. Садыкова находилась в Украине и не явилась в суд для получения копии постановления о возбуждении уголовного дела в отношении нее. Так как меры к обеспечению явки журналиста не дали положительных результатов (суд установил, что Н. Садыкова произвела отчуждение квартиры в Актобе и выехала за пределы республики), 17 марта судья Разия Кустанова вынесла заочное постановление об объявлении Садыковой в розыск с избранием меры пресечения в виде ареста.

В настоящее время Наталья Садыкова находится в Украине. Журналист получила в ООН статус беженца. Сейчас она пытается получить в Украине политическое убежище. Управление верховного комиссара по делам беженцев ООН в Киеве зарегистрировало в качестве беженцев также и членов ее семьи.
Июнь, 19

ТК «Алматы» (г. Алматы)
Религиозное объединение (РО) «Библейский центр «Новая жизнь» обратилась в ДВД г. Алматы с требованием возбудить уголовное дело в отношении творческой группы просветительской программы «Ловцы душ» телеканала «Алматы». Представители РО считают, что эта программа создает конфликт религиозных объединений (ст. 164 УК РК – разжигание религиозной вражды).

Началось все с того, что творческая группа программы, откликнувшись на обращения телезрителей, пригласила представителей «Новой жизни» принять участие в обсуждении их направления вероисповедания. Приверженцы центра от участия в ток-шоу отказались и стали требовать остановить вещание программы, в которой обсуждаются разные религиозные объединения. 
Как сообщил юрист телеканала Айдос Абишев со ссылкой на сотрудников Департамента внутренних дел, заявление представителей библейского центра будет оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием состава преступления. 

Июнь, 09 
Интернет-портал «16/12» (г. Астана)

9 июня в 13-30 около десяти сотрудников финансовой полиции Астаны прибыли в офис столичного корпункта интернет-портала «16/12». Как сообщил корреспондент портала Санат Урналиев, силовики предъявили санкцию прокурора Алматы на проведение обыска в рамках уголовного дела на ТОО «Продюсерский центр «Панорама» и «Ракурс». Дело возбуждено по статье 193 УК РК – легализация и отмывание денежных средств, полученных незаконным путем. 

В ходе обыска в редакции интернет-портала «12/16» в Астане следователем финансовой полиции Асель Капизовой изъяты стационарный компьютер, ноутбук, принтер, все внешние жесткие диски и флешки.

Финполовцы намерены выяснить, не сотрудничал ли портал «16/12» с этим ТОО и не входил ли он в схему отмывки денежных средств.

Напомним, ранее по этому делу уже велись следственные действия в отношении ОФ «Аман-саулык».
2. Преследования в гражданском порядке

2.1. Судебные иски 

Июнь, 30
Жарылкап Калыбай, «Аныз адам» (г. Алматы)

13  ветеранов Великой Отечественной войны в течение мая-июня 2014 года обратились в Алмалинский районный суд № 2 г. Алматы  с  исками к главному редактору журнала «Аныз Адам» Жарылкапу Калыбаю. Все заявления были объединены в одно производство.

Как заявил представитель истцов Нуртас Ахметов репортеру радио «Азаттык», в апрельском номере журнала, посвященном лидеру фашистской Германии, было допущено восхваление Адольфа Гитлера как положительного героя своего времени. Ветераны требовали, чтобы главный редактор принес публичные извинения народу Казахстана и всем ветеранам ВОВ. Также истцы заявили компенсацию морального вреда – по 5 млн. тенге каждому, которые они просили перевести на расчетный счет Алматинского городского филиала Республиканского общественного объединения «Организации ветеранов».

В ходе судебного заседания Калыбай просил суд оставить иск без рассмотрения в связи с тем, что в заявлении истцы не указали, какие именно их права, свободы, законные интересы были нарушены в связи с выходом журнала либо есть опасность их нарушения.  Кроме этого, сумма морального вреда истцами не была обоснована. 

30 июня судья Алмалинского районного суда № 2 г. Алматы Асет Боранбаев обязал главного редактора журнала «Аныз Адам» Жарылкапа Калыбая выплатить 13 миллионов тенге в счет возмещения морального вреда – по одному миллиону каждому истцу. Суд обязал Жарылкапа Калыбая провести пресс-конференцию, на которой он должен принести публичные извинения.

Главный редактор намерен обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Июнь, 01

Ермек Нарымбаев, общественный защитник (г. Алматы)

29 мая районный суд № 2 Ауэзовского района г. Алматы частично удовлетворил исковые требования о защите чести, достоинства и деловой репутации банкира Жомарта Ертаева к общественному деятелю Ермеку Нарымбаеву. Суд обязал ответчика опровергнуть распространенные им на его личной странице в социальной сети  Facebook сведения о «скрытых процентах», взимаемых с заемщиков «Альянсбанка» в бытность Ж. Ертаева  председателем правления этого банка и о мошеннических действиях истца по растрате им казенных денег. Также Е. Нарымбаев должен принести публичные извинения истцу. 

Напомним, ранее, 14 марта, суд вынес такое же решение по этому иску. Решение было вынесено заочно, в отсутствие ответчика. 22 апреля по апелляционной жалобе Нарымбаева  суд отменил заочное решение, возобновив рассмотрение дела по существу.

Июнь, 06

Анна Выприцких, «Мегаполис» (г. Астана)

Вадим Лопатин, житель г. Астана

Апелляционная судебная коллегия суда г. Астаны изменила решение Сарыаркинского районного суда Астаны от 31.03.2014 г. по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации адвоката Айжамал Бабишевой к газете «Мегаполис», жителю Астаны Вадиму Лопатину и журналисту Анне Выприцких.  Суд г. Астаны снизил сумму возмещения морального вреда адвоката с 7 млн. тенге до 500 тыс. тенге. В остальной части – публикация опровержения и возмещение убытков А. Бабишевой в размере 8 535 000 тенге, - решение районного суда оставлено без изменения. 
16 июня газета «Мегаполис» опубликовала утвержденный судом текст опровержения.
Напомним, поводом для разбирательства стала статья А. Выприцких «Где деньги, Зин?» («Мегаполис», 30.12.2013 г.), в которой один из героев публикации, директор ТОО «Бизнес-sistems» Вадим Лопатин рассказал журналисту, что бывший судья, а ныне адвокат Айжамал Бабишева выиграла дело на 34 миллиона тенге, однако эти деньги в ТОО не поступили. 

Сама Бабишева в процессе подготовки статьи информацию о движении денег не предоставила, несмотря на то, что журналисты редакции неоднократно звонили ей. 

После выхода публикации А. Бабишева обратилась в суд с требованиями признать распространенные сведения не соответствующими действительности, порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию, опубликовать опровержение и взыскать с ответчиков солидарно 102 млн. тенге в счет возмещения морального вреда и 8 535 000 тенге в счет возмещения убытков. 

В ходе слушаний суд рассмотрел две экспертизы спорного текста. Одна из них была подготовлена специалистом Центра судебной экспертизы Минюста Дауреном Рабиловым, который посчитал, что статья содержит сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию Бабишевой, но при этом подчеркнул: если они не соответствуют действительности. Альтернативная экспертиза была проведена Общественным центром экспертиз по информационным и документационным спорам при Фонде «Адил соз». Эксперт не нашел в тексте статьи порочащих сведений.

Июнь, 10

Аскар Шайгумаров, блогер (г. Уральск)

Как сообщалось, в апреле Уральский городской суд № 2 частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда в размере 1 млн. тенге бывшего члена партии «Алга» Руслана  Абденова к блогеру Аскару Шайгумарову и бывшему руководителю Акмолинского областного филиала «Алги» Марату Жанузакову. 
Напомним, истец утверждал, что без его ведома и согласия он был внесен ответчиками в число 230 подписантов «Обращения к министру юстиции Франции», опубликованного на интернет-ресурсах ablyazov.org и в facebook под заголовком «За поддержку М. Аблязова и недопущение его экстрадиции в Россию». Помимо возмещения морального вреда, Р. Абденов просил суд обязать ответчиков принести ему публичные извинения и дать опровержение статьи на сайте ablyazov.org.

Суд вынес решение обязать ответчиков опровергнуть и удалить порочащие честь и достоинство истца сведения, связанные с использованием имени без его согласия и выплатить Руслану Абденову 200 тыс. тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. Также А. Шайгумаров и М. Жанузаков должны опубликовать на сайте abliazov.org опровержение спорной статьи. 

А. Шайгумаров обратился в Западно-Казахстанский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить вынесенное решение, вынести постановление об отказе в иске на том основании, что городским судом  были неправильно применены нормы материального права и не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам. 

10 июня апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда оставила решение Уральского городского суда № 2 без изменения, апелляционную жалобу А. Шайгумарова без удовлетворения. 

Июнь, 12

Марат Жанузаков (г. Астана)

Валентина Махотина, жительница Караганды

12 июня апелляционная коллегия Карагандинского областного суда оставила без изменений решение районного суда № 2 Казыбекбийского района г. Караганды, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации жительницы Темиртау Кристины Захаровой к бывшему руководителю Карагандинского областного филиала партии «Алга» Валентине Махотиной и бывшему руководителю Акмолинского облфилиала партии Марату Жанузакову. 

Напомним, К. Захарова обратилась в суд после того, как в социальной сети Facebook было опубликовано «Обращение к министру юстиции Франции» под заголовком «За поддержку М. Аблязова и недопущения его экстрадиции в Россию». По словам истицы, она без ее согласия была включена в список подписантов этого обращения. К. Захарова потребовала обязать ответчиков опубликовать опровержение и выплатить ей моральный вред в размере 10 млн. тенге. 14 апреля районный суд обязал ответчиков опровергнуть сведения о подписи Захаровой под обращением и выплатить ей 50 тыс. тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. 

Июнь, 16

«Трибуна — Саясат алаңы» (г. Алматы)

ИП «Алан журт» (г. Алматы)

16 июня апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения решение Медеуского районного суда г. Алматы, согласно которому собственник газеты  «Трибуна – Саясат алаңы» - ИП «Алан журт» должен выплатить полковнику запаса Куспабаю Жампиисову 2 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Напомним, поводом для разбирательств послужило интервью, которое Жампиисов дал нештатному корреспонденту газеты. Слова из прямой речи интервьюируемого «Это, что же, менталитет такой у нас — властвуй, грабь народ, пользуйся моментом?» были использованы в заголовке: «Менталитет нашей власти — властвуй, грабь народ, пользуйся моментом».  После выхода материала Жампеисов потребовал от редакции опровержения и исправления цитаты. В октябре 2013 года редакция выполнила требование в полном объеме, однако полковник все равно обратился в суд. 
2.2. Досудебные претензии

Июнь, 02

Сергей Баданин, ТРК «Сфера» (г. Темиртау)

В эфире ТРК «Сфера» вышел сюжет журналиста Сергея Баданина о том, что работник полиции арестовал двух контролеров коммунального предприятия «Окжетпес», пришедших к нему домой отключать электричество за долги. После выхода сюжета в эфир в ТРК «Сфера» пришло письмо, подписанное начальником Восточного отдела полиции города Темиртау К.Е. Кайырбековым. В письме он выразил негодование по поводу сюжета, обвинив работников ТОО «Окжетпес» во лжи. Кроме этого, он сообщил в письме, что участковый полиции, капитан Алиулы действовал согласно этике полицейского, не нарушая никаких законов и правил, а посему Восточный отдел полиции требует опровержения данного сюжета за то, что телекомпания опорочила честь и достоинство примерного сотрудника. 

Как сказал фонду «Адил соз» главный редактор ТРК «Сфера» Андрей Тен, телекомпания не стала выполнять требование К. Е. Кайырбекова, поскольку в сюжете журналисты не называли ни должности, ни фамилии полицейского, а, значит, ничью честь и достоинство телекомпания не порочила.  
Июнь, 09

Семен Гражданский, «Вести Темиртау» (г. Темиртау)
6 июня газета «Вести Темиртау» опубликовала статью Семена Гражданского «Мы Выпиха выпихивали, выпихивали, да не выпихнули», в которой шла речь об административном директоре АО «АрселорМиттал Темиртау» г-не Выпихе. Статья была проиллюстрирована коллажем по мотивам картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в котором было использовано изображение административного директора АО. Коллаж стал предметом недовольства пресс-службы АО «АрселорМиттал Темиртау», представитель которой после выхода статьи позвонил главному редактору газеты Олегу Гусеву и сообщил, что компания намерена обратиться с иском в суд к еженедельнику «Вести Темиртау».
Июнь, 09

Айнур Серик, жительница г. Петропавловск

В эфире программы «Информбюро» (ТК «31 Канал») вышло несколько сюжетов о том, что выпускники многих школ провалили Единое национальное тестирование (ЕНТ) из-за неясно изложенных заданий. В одном из сюжетов выпускница Северо-Казахстанской специализированной гимназии-интерната для одаренных детей Айнур Серик рассказала журналистам, что в тестовых заданиях ей попался вопрос об открытии пивного завода в Алматы. 
Позже директор Национальной центра тестирования Кали Абдиев на пресс-конференции заявил: этот вопрос был раньше в тестах по истории Казахстана, но в заданиях ЕНТ-2014 его нет. На этой же пресс-конференции К. Абдиев сказал, что сейчас министерство образования и науки (МОН) хочет, чтобы Айнур извинилась.
Выпускница требование выполнила, отправив на имя министра МОН РК письмо следующего содержания: «Тестовые задания в ЕНТ-2014 составлены в рамках школьной программы. У всех вопросов были правильные варианты вопросов, а также в ЕНТ-2014 не было некорректных вопросов». 

Июнь, 12

Ольга Колоколова. «Наша Газета» (г. Костанай)
12 июня еженедельник «Наша Газета» под рубрикой «Уточнение» опубликовал  сообщение о том, что судья Алмагуль Жусупбекова не имела отношения к рассмотрению дела предпринимателя Фархада Аскарова и вынесению приговора. Редакция принесла извинения за ошибку, допущенную в статье «Почти полтора года за решеткой», опубликованной в «НГ» 22 мая. Также в тексте уточнения газета со ссылкой на пресс-службу Костанайского областного суда сообщила о причинах освобождения от должности судьи А. Жусупбековой.
Напомним, уточнение последовало после того, как в редакцию пришла претензия с требованием опровержения от бывшего судьи А. Жусупбековой. Поводом для претензии стал абзац из статьи А. Сергазиновой: «28 февраля 2012 года он (герой статьи Фархад Аскаров - прим. редактора) был осужден за пособничество в крупном мошенничестве - суд № 2 Костаная приговорил его к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Судья Алмагуль Жусупбекова, выносившая приговор, уволена». 

Как сообщалось в письме А. Жусупбековой, приговор, о котором идет речь в публикации, вынесен судьей Кузнецовой, а сама Жусупбекова с ноября 2010 года судьей не работала и к данному судебному акту отношения не имеет. 
Июнь, 18

Елена Келлер, «Комсомольская правда Казахстан» (г. Караганда)
Пресс-центр Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Карагандинской области распространил информацию о  фактах хищения, совершенных в ЦОНе Шетского района Карагандинской области. На основании данного пресс-релиза собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда Казахстан» Елена Келлер подготовила материал. 
После выхода статьи выяснилось, что хищение было совершено не в ЦОНе, а в центре занятости района. Руководитель пресс-центра Департамента Гуля Сулейменова потребовала, чтобы газета дала по данному поводу опровержение. Несмотря на то, что у журналиста сохранился оригинал пресс-релиза, в заголовке и в названии которого фигурировал именно ЦОН, пресс-секретарь все равно настаивала на опровержении. В итоге  газета дала уточнение.

Июнь, 26 

Светлана Орлова, «Квартал» (г. Петропавловск)

26 июня в газете «Квартал» был опубликован материал Светланы Орловой «Не хватило духа». Речь в нем шла об установке запрещающих дорожных знаков вблизи торговых и административных зданий, в том числе и на территории Петропавловского городского суда и специализированного межрайонного суда по уголовным делам СКО. 

После выхода статьи в редакцию пришла претензия Северо-Казахстанского областного суда, в которой  говорится, что в данной публикации имеется ряд не соответствующих действительности фактов, касающихся установки знака «Парковка служебного транспорта» на территории судов.
Редакция опубликовала претензию в одном из следующих номеров в рубрике «По следам наших публикаций».   

3.  Другие

Июнь, 12

Печатные СМИ

Татьяна Михайлова обратилась в блог Председателя Агентства РК по связи и информации  Аскара Жумагалиева с сообщением о том, что к газете, зарегистрированной и издающейся на русском языке с 2004 года, в настоящее время предъявляются требования привести контент в соответствие со ст. 18 Закона РК «О языках». А именно, обеспечить содержание газеты на двух языках – государственном и русском.  Т. Михайлова просит разъяснить правомерность таких требований. 
Аскар Жумагалиев пояснил: «вопрос соблюдения языкового баланса периодическими печатными изданиями не отражен в Законе РК «О СМИ». Периодическое печатное издание должно выпускаться на языках, указанных в свидетельстве о его постановке на учет. 

Что касается статьи 18 Закона РК «О языках», то требование о двуязычном контенте распространяется только на теле- и радиоканалы. В этой связи, если в свидетельстве о постановке на учет газеты указан только русский язык, материалы должны публиковаться только на русском языке.

Июнь, 18

«Костанайские новости», сайт ng.kz (г. Костанай)
10 июня на сайте еженедельника «Наша Газета» в рубрике «Народные новости» (в этой рубрике размещают информацию о событиях пользователи сайта) было опубликовано сообщение «Опять принудительная подписка на Казправду?». В этот же день пользователь под ником yud разместил комментарии к публикации.  Комментарии сделаны в виде демотиваторов. На первом размещены изображения номеров газет «Арна», «Костанай-Агро», «Костанайские новости» и «Казахстанская правда» с надписью «Вы нас не ждёте? Тогда мы идём к вам!». На втором - фото главного редактора газеты «Костанайские новости» Сергея Харченко с номером «Костанайских новостей» в руке и надписью «И попробуйте не пустить!».
После выхода публикации Сергей Харченко обратился с заявлением в департамент Агентства по защите конкуренции по Костанайской области с просьбой проверить комментарий на соответствие Закону «О конкуренции». Попытки главного редактора еженедельника «Наша Газета» Ольги Колоколовой узнать в департаменте подробнее о сути заявления закончились неудачей – там ей сказали, что будут разговаривать только с представителями собственника газеты – ТОО «Контанго».
Июнь, 30 

Светлана Орлова, «Квартал» (г. Петропавловск)

В газете «Квартал» была опубликована статья Светланы Орловой  «Шарик-малик катаем, призы раздаем»,  в котором речь шла о нехватке мест в детсадах Петропавловска. В материале была процитирована фраза из лент информагентств, в которых говорилось о  государственной программе переселения людей «из густонаселенных южных регионов в деградирующие северные регионы РК».  После выхода газеты в редакцию позвонил читатель и потребовал  заменить слово «деградирующие», примененное относительно северных регионов, на более приличное. «Поскольку северяне не деграданты», - заявил возмущенный читатель, пригрозив жалобой в акимат.

3.1. Обвинения в злоупотреблении свободой слова в Интернете

Июнь, 30 

www.kiwi.kz 

В середине апреля в России на основании решения суда Пятигорска от 10.07.2013 г. в числе других сайтов был заблокирован казахстанский видеохостинг Kiwi.kz. По словам сотрудников видеохостинга, основанием для блокировки стал ролик религиозного характера - лекции Халида Ясина «Чуждые», размещенный на сайте весной 2011 года. Это видео 18.06.2012 г. было занесено в Федеральный список России экстремистских материалов.  Это, по мнению российской правозащитной организации «СОВА», является неправомерным, поскольку «Халид Ясин в этой лекции противопоставляет исламскую религиозность искушениям современного мира и западной цивилизации, однако не проповедует насильственный путь разрешения конфликта». 

Как сообщил представитель администрации интернет-ресурса Kiwi.kz информационному агентству «Tengrinews», «представители суда не связывались с нашим сайтом до и во время судебного процесса, хотя все наши контакты открыто опубликованы на сайте казахстанского видеохостинга в разделе «Контакты». 
В настоящее время администрация видеохостинга обратилась в суд Российской Федерации с иском, чтобы доказать, что экстремистский контент на интернет-ресурсе отсутствует.  
Июнь, 09 
nur.kz (г. Алматы)

Некто Нурлан, обратившийся в блог председателя Агентства РК по связи и информации  Аскара Жумагалиева, считает, что информационный «портал НУР.КЗ зарекомендовал себя как площадка разногласий и агрессивных настроений между казахстанцами. 80% комментарий на сайте разжигает межнационалистические розни» (орфография и пунктуация автора сохранены). Он просит председателя агентства запретить пользователям оставлять комментарии на всех новостных сайтах. 

А. Жумагалиев поясняет в своем ответе, что Агентством РК по связи и информации проводится ежедневный мониторинг информационного пространства, в т.ч. и интернета, на предмет нарушения законодательства РК. В случае выявления материалов, противоречащих Закону РК «О средствах массовой информации», собственникам СМИ направляются предупредительные письма о необходимости удаления противоправного контента. Вместе с тем Аскар Жумагалиев подчеркивает: «Агентство не имеет права вмешиваться в редакционную политику средств массовой информации. Следовательно, прекращение функционирования площадки для обсуждения (комментирование публикаций) не входит в компетенцию Агентства».
Мониторинг подготовлен по сообщениям  корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников.

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz
22

