Правообладатели смогут легко находить в интернете незаконно размещенные видеофайлы и эффективнее бороться с пиратами
Минкомсвязи России разработало концепцию реестра аудиовизуальных файлов, в котором правообладатели смогут регистрировать свои произведения. Это позволит им легко доказывать свое авторство при обращении к владельцам сайтов с просьбой об удалении контрафакта. Кроме того, по зарегистрированному в реестре «цифровому отпечатку» видео специальный поисковик позволит находить в Сети незаконно размещенные копии. Реестр будет создан в течение года. Об этом «Известиям» рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.
— Каждый правообладатель, желающий работать на территории РФ, добровольно включает в этот реестр указание своих прав, — говорит Волин. — Это облегчит правообладателям общение с интернет-площадками и судебными органами. Не нужно будет доказывать, что правами на конкретный фильм владеют именно они.
Для каждого фильма в реестр будет вноситься так называемый цифровой отпечаток, по которому можно будет исследовать интернет на предмет того, где выложены видеоролики. В Минкомсвязи считают, что цифровой отпечаток — это самый эффективный вариант пометки контента, хотя итоговое решение должны будут вынести правообладатели.
Как известно, компания Google внедрила в принадлежащем ей видеосервисе YouTube близкую по духу технологию Content ID. Правообладатель может зарегистрировать на этом сервисе некий ролик как свою собственность, и YouTube не будет позволять другим размещать такие же ролики — даже в измененном виде (в другом размере или качестве, с вырезанными фрагментами и т.п.).
По словам Волина, ведением реестра должно заниматься не государство, а саморегулируемая организация, созданная интернет-индустрией или правообладателями.
— Государство готово предоставить помощь в разработке и в первичном программном обеспечении, — замечает замминистра.
В Минкомсвязи считают, что доступ к реестру аудиовизуального контента должен быть бесплатным и общедоступным, хотя последнее слово, по словам Волина, будет за индустрией.
По мнению представителей ведомства, реестр должен сыграть очень большую роль в борьбе с пиратством, наряду с новым антипиратским законом, который Госдума должна рассматривать во втором чтении 21 июня. Включать в реестр следует именно видеопродукцию — так же как и закон в первую очередь должен защитить киноотрасль.
— У музыкальной индустрии тоже есть наболевшие проблемы, но у них есть возможность заработать живыми концертами, а у киношника нет возможности гонять актеров по стране, — отметил замминистра.
По мнению одного из соавторов антипиратского закона, депутата Елены Драпеко, создать реестр видео с «цифровыми отпечатками» — отличная идея, но неплохо было бы добавить туда еще и фотографии. Другой соавтор антипиратского закона депутат Роберт Шлегель также поддержал инициативу министерства.
— Такой механизм облегчит исполнение антипиратского закона и позволит избежать блокировок контента в случае жалоб недобросовестных заявителей, — отметил он в беседе с «Известиями».
По мнению продюсера Арташеса Андреасяна (фильмы «Лопухи», «Дублер», «С новым годом, мамы», «Няньки»), идея отличная, но куда важнее ее практическая реализация.
— Правообладатели тратят колоссальные деньги, чтобы удалить пиратские копии на время премьерных показов. Самое главное в этом процессе — скорость. Но на удаление одной ссылки на торренте может потребоваться несколько дней. За это время фильм уже успевает скачать некоторое количество пользователей, которые дальше распространяют нелегальный контент, — говорит Андреасян.
Кроме того, считает он, воспользовавшись обещанным в будущем сервисе поиском, можно будет изучить внутреннюю статистику и посмотреть, насколько ты популярен.
— Очень хочется, чтобы в реестр включалась полная информация о тех, кто принимал участие в работе над фильмом. И можно было посмотреть, над какими работами трудился человек, — добавил Андреасян. — Это было бы очень полезным инструментом для всей отрасли.
Совладелец компании Art Pictures Studio (производитель фильмов «Кавказская пленница-2», «9 рота», «Духless. Конец гламура», «Азазель») Дмитрий Рудковский также уверен, что идея хорошая. Главное, по его мнению, чтобы итоговая реализация была удобна, проста в обращении и не требовала больших трат.
— Сейчас для очистки интернета от пиратских копий наших фильмов мы нанимаем подрядчика, — замечает Рудковский. — Но проблемы всё равно остаются. Например, не так давно YouTube заявил, что мы нарушаем авторские права на наш собственный ролик, и потребовал его удалить.
Владимир Зыков
Источник: Известия