Право и СМИ Центральной Азии

Куда пойти учиться? Круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году»

В марте 2012 года, на выставке CPS/ CinemaProductionService — 2012 состоялся круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году», организованный порталом MediaJOBS.RU и экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» с участием руководителей ведущих компаний-производителей кино- и телеконтента. На вопросы пользователей портала MediaJOBS.RU ответили участники круглого стола.

Вопрос: Какое образование вы бы посоветовали получить начинающему режиссеру в России? Можно ли получить образование в сфере кино здесь, у нас или обязательно нужно ехать за рубеж?

Михаил Фатахов, режиссер, сценарист, представитель филиала Нью-Йоркской Академии киноискусства в Москве: Сразу скажу — кто взрослый — идите либо на Высшие курсы сценаристов-режиссеров, либо при Высшей школе журналистики есть курс Анны Фенченко и братьев Владимира и Александра Коттов — там очень профессиональная команда, очень хорошо готовят. Кто очень молодой, закончил только что школу — конечно, ВГИК. Потому что там люди моложе, там другое отношение, там человек учится пять лет.

Но я вам скажу — когда я сам учился на Высших курсах, на первой лекции нам сказали, что мы все сделали очень большой шаг в своей жизни, бросили работу, пришли учиться на очное отделение, но 90 процентов из вас сделали этот шаг очень опрометчиво. Это так, на самом деле. Когда говорят, что мы рассылаем какие-то очень хорошие сценарии по каким-то компаниям — не факт, что сценарии действительно хорошие, никто этого еще не доказал. Можно быть средним инженером или средним сантехником, но очень неприятно быть средним сценаристом. Сценаристом надо быть хорошим, режиссером надо быть хорошим. Просто для справки: сейчас половину фильмов, которые вы смотрите, снимают выпускники высших режиссерских курсов.

Ирина Кемарская, профессор ГУ ВШЭ (факультет медиакоммуникаций): Сейчас новое мероприятие затевается — мы открываем магистратуру на факультете медиакоммуникаций в Высшей школе экономики, она будет называться «Медиапроизводство и креативная индустрия». Там очень маленький набор — 12—15 человек на следующий год. Там будет разделение и на телевидение, и на кино. Пока это экспериментальный вариант. Но попытаемся пройти по линии креативных продюсеров, в том числе и тех специалистов, которые востребованы сейчас отраслью. Чтобы хотя бы понять, какие компетенции должны быть у этих специалистов. Аналогичные программы есть в западных университетах, мы сейчас строим программу, сопрягающуюся с американскими, с канадскими и с институтами Северной Европы — Швеции, Эстонии — вот это направление.

Геннадий Иванов, сценарист, продюсер киношколы Александра Митты: В мире большое количество режиссеров, у которых нет никакого образования. Кэмерон сказал, что самое большое счастье, которое случилось с ним в жизни — это то, что он не закончил киношколу. То же самое относится к Спилбергу, Тарантино, Родригесу. Режиссер — это профессия, когда человек может визуализировать и снять. Сейчас возможно снять фильм на мобильный телефон. И можно дальше двигаться, показывать свои работы, получать призы и искать работу в качестве режиссера, сценариста.

Нина Ромодановская, руководитель проекта «ПрофиСинема»: Я бы все-таки в этой аудитории не стала цитировать Кэмерона и Спилберга, потому что, во-первых, это единицы. Я думаю, что, все-таки, должна быть база, и должно быть системное образование. Понятно, что к этому должен прилагаться талант еще, но база должна быть. Эти люди лукавят немножко. Они добились успеха, но они параллельно учились и учились.

Вопрос от пользователей портала MediaJOBS.RU: Поступают ли во ВГИК предложения от кинокомпаний с просьбой помочь в решении кадровых вопросов, и насколько, на ваш взгляд, сегодня востребованы выпускники ВГИК — продюсеры?

Нина Ромодановская: Обращения от кинокомпаний поступают. Я являюсь главным редактором профессионального издания, имею достаточно широкий круг знакомств среди топ-менеджеров, поэтому у меня всегда есть возможность порекомендовать в нужный момент нужного выпускника. Причем, обращаю ваше внимание, что именно выпускника, с 4—5 курсов, на которых я преподаю. У нас с ними идут душеспасительные беседы о том, что надо учиться, они говорят — а вот, мы работаем, потому что кто ж нас потом возьмет? А я говорю —  вот, вы ходите недоучками, а я потом имею претензии, что ВГИК ничему не учит… получается замкнутый круг. Но всегда на курсе есть около пяти человек, и я всегда говорю об этом руководителям, с которыми общаюсь — это те, кого бы я взяла себе. И я всегда могу порекомендовать этих людей на работу в компании.

А вот насколько востребованы — это вопрос второй. И он настолько объемный и сложный — это обоюдоострая проблема. С одной стороны, вгиковское образование базовое, с другой стороны, когда съемочная группа создается здесь и сейчас, от человека сразу уже требуется профессионаизм… А что такое выпускник? Все равно нужно до года адаптации в профессиональной среде. Он не может, выйдяиз-за парты, сразу начать работать. Все равно нужно войти в профессию. И в этом сложность. Поэтому возникает некоторый негатив — знаем мы вас, во ВГИКе, вас там ничему не научили! Это не совсем так, все-таки, человека нужно раскрыть, а времени на это нет. К сожалению, мы все, и наша индустрия — не исключение, заложники ситуации: мы все подходим к демографическому провалу середины90-х годов, и дальше будет только хуже. Работодатели сейчас не хозяева положения.

Ирина Кемарская: Хочу по поводу ВГИКа сделать маленькую поправку на телевидение. На телевидении у нас большие проблемы с выпускниками ВГИКа. Потому что они приходят не недоученные. Они приходят переученные. То, что называется «слишком высокая квалификация». И когда мы ставим их на форматы, просим писать в форматах — это действительно проблема, люди психологически к этому абсолютно не готовы. В них все внутри просто дыбом становится. Они не хотят работать в телевизионном формате, считают, что их превращают в таких попугаев. И прежде чем человек начнет творчески реализовываться внутри формата, проходит довольно большое время. Не все доживают до конца. К сожалению, люди, приходящие из ВГИКа, расстраиваются сразу от того, что их квалификация оказывается невостребованной, работодатели не замечают то, что они считают своей сильной стороной.

Татьяна Беличенко, директор по производству и разработке компании АМЕДИА: Абсолютно согласна с Ириной Кемарской. Когда выпускники ВГИКа приходят, первое, что они хотят — не выполнить задачу, а написать что-то свое. И доказать, что это «мое» намного лучше и интереснее, чем то, что вы меня здесь просите сделать. Это замечательно. Но только у нас — бизнес, точно такой же, как и любой другой. И мы являемся исполнителями тех заказов, которые получаем от каналов. Есть задача, жанр. Возможно, кому-то кажется, что та же адаптация — это намного скучнее, чем сесть и придумать несуществующих персонажей в несуществующем мире с несуществующими отношениями. Но мы же относимся спокойно к экранизациям, которые перекладываем, делаем из этого сценарий. Здесь то же самое. Везде нужен творческий подход. Уже есть помощь, уже есть какая-то драматургия. Почему бы в рамках этого не придумать классных персонажей, почему бы этих персонажей не поместить в какой-то мир, но так, чтобы мы поверили в этот мир? У вас будет всегда шанс потом написать что-то свое, продать это и даже реализовать. Но для этого нужно набраться опыта, в том числе. Телевидение считается низким жанром. Мы — не согласны. Научитесь писать для телевидения, и тогда полный метр — это ваша стихия.

Вопрос из зала: Откуда берутся специалисты, которые занимаются звуком в кино? У меня нет профессионального образования, я думаю, что у многих людей, которые хотят быть звукорежиссерами и звукооператорами тоже. Как попасть в съемочную группу?

Александра Ремизова, продюсер компании СТВ: Я — представитель производящей компании, и я не знаю неспециалистов по звуку, они абсолютно все закончили Институт кино и телевидения в Петербурге, ВГИК в Москве, и абсолютно все профессионалы. Я не знаю ни одного звукорежиссера без образования, по крайней мере, именитого.

Михаил Фатахов: У нас студенты, когда снимают и берут звукорежиссеров без образования — с ними всегда возникают проблемы, всегда. Я им говорю — лучше заплатите за бригаду 300 долларов за съемочный день, и у вас нет проблем, чем вы платите 100 долларов какому-то другу и у вас масса проблем.

Вопрос из зала: Где можно получить краткосрочное образование звукорежиссера, не учась пять лет?

Михаил Фатахов: Это очень тяжелая специальность, звукорежиссеры со второго-третьего курса уже востребованы, им уже платят деньги, они очень хорошо зарабатывают. Лучше пойдите учиться в профильный вуз, лучше во ВГИК или в питерский институт.

Источник: MediaJOBS.RU