На фоне слухов о том, что следующим шагом российских законодателей в регулировании ТВ-отрасли станет ограничение объемов зарубежного контента на каналах, «Кабельщик» решил изучить вопрос присутствия российских каналов в пакетах зарубежных операторов.

Запреты и ограничения были всегда. Мы не говорим сейчас о запретах в обычаях, библейских заповедях, традициях и правилах. Сегодня актуальна тема запретов государственных. Запреты, издаваемые руководством стран могут касаться всего и порой бывают абсолютно абсурдными, например в Китае строго запрещена… реинкарнация. Вернее, осуществлять ее можно, но только с официального разрешения правительства. Запрещают слова, запрещают поступки, запрещают даже смерть.

Если рассматривать тему государственных запретов применительно к отрасли платного телевидения, то и здесь есть где «разгуляться». Последние новости российского рынка тоже о запретах и ограничениях. С 2015 года запрещена реклама на платных телеканалах и, возможно, в скором времени ограничат максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ. А что, если завтра запретят, например, вещание всех иностранных телеканалов? Табу на вещание отдельных телеканалов или телеканалов определенных стран — не новое явление.

В 2004 году Франция запретила вещание на территории своей страны ливанскому телеканалу «Аль-Манар», принадлежащему террористической организации «Хезболла». Поводом для такого решения властей Франции послужило то обстоятельство, что «Аль-Манар» регулярно транслировал передачи откровенно антиизраильского и антисемитского содержания.

В декабре 2012 года правительство Индии запретило трансляцию на территории страны 24 иностранных телеканалов, которые на тот момент не запросили разрешение на трансляцию или не смогли его получить. «В Индии легально транслируются более 90 иностранных телеканалов. Любой другой канал, который не запросил подобное разрешение, технически нарушает наши правила и предписания», — заявили представители МИД Индии, добавив, что «некоторые из этих телеканалов, по мнению ряда властных структур, несут антинациональную информацию», но «вопрос не в том, являются ли они (каналы) антинациональными или нет. Вопрос в том, соответствуют ли они индийским законам», — отметили представители внешнеполитического ведомства.

С 1 марта 2014 года некоторые операторы кабельных сетей в Беларуси перестали ретранслировать ряд зарубежных телеканалов, в том числе таких популярных, как Discovery, Animal Planet, RTVi. Официальная причина — изменения в порядке получения разрешений на вещание.

Китайская государственная медиаполитика хорошо знакома с запретами, цензурой и всевозможными ограничениями. «Негативное отображение Китая или коммунистической идеологии», «подрыв морали», «безнравственность» — весомые причины для ограничения количества иностранных передач на китайских спутниковых телеканалах, зарубежных фильмов в кинотеатрах и иностранных телеканалов на экранах страны.

И все таки, иностранные телеканалы больше запрещают или разрешают? Задавшись этим вопросом мы изучили пакеты телеканалов крупнейших операторов 10 стран, чье платное телевидение «впереди планеты всей», на предмет присутствия «иностранцев» и российских телеканалов в частности. Собрать необходимую информацию помогли: сайты операторов, русскоязычные форумы, онлайн-консультанты и даже выдержки из диссертации о программных политиках.

Китай

Китай осознает себя «особой цивилизацией, которую нужно открыть миру» и предпочитает «говорить», а не «слушать». И говорит о себе Китай на разных языках. Китайское телерадиовещание для заграницы стало абсолютным лидером в мире по количеству иностранных языков вещания и количеству отдельных телеканалов на иностранных языках, обогнав прежних мировых лидеров США и Великобританию. «Это стало насущной стратегической задачей для нас: привести наши возможности общения в соответствие с нашим международным статусом», говорится в статье заведующего отделом пропаганды ЦК Компартии Китая Лю Юньшаня.

Увеличивая количество медийных проектов для заграницы Китай продолжает ограничивать распространение спутникового вещания на территории страны и поддерживать широкое распространение кабельного ТВ. Принципиально борясь со спутниковыми тарелками китайские власти добиваются того, чтобы население смотрело программы местного производства, передаваемые по местным же кабельным и спутниковым сетям.

Китайское кабельное телевидение предоставляет доступ в основном к государственному вещанию: всем каналам CCTV, телевизионным службам городов, провинций и регионов, нескольким столичным каналам, принадлежащим Shanghai Media Group или государственной компании Beijing Television. Спутниковое вещание предоставляет более широкий выбор контента, но подвергается значительной цензуре. Кроме того, прием спутниковых сигналов без разрешения является преступлением. Китайские власти требуют, чтобы коммерческие компании для вещания на территории КНР использовали китайские спутники. Так например CNN, вещая для Китая, перенаправляет сигнал на китайский спутник, чтобы власти могли при необходимости без проблем его блокировать.

Несмотря на всевозможные ограничения китайским телезрителям доступны более 3000 телеканалов, правда процент «иностранцев» среди них невелик. Согласно некоторым опросам рядовые китайцы все же предпочитают не государственные ТВ программы, а передачи гонконгских вещателей на китайском языке и передачи западных медийных групп, таких как Phoenix TV, Bloomberg TV, Eurosport, BBC World и т.д. Что касается российских каналов, то сейчас в Китае вещают два российских телеканала — «РТР планета» и Russia Today на английском языке. В августе этого года в прессе появилась информация о том что телеканал «Культура» тоже может начать вещание на территории Китая.

США

Xfinity TV — торговая марка великана американского платного телевидения Comcast Corporation предоставляет клиентам англоязычные и испаноязычные пакеты телеканалов, а также выбор из 15 пакетов иностранных телеканалов: арабского, китайского, филиппинского, французского, немецкого, греческого, израильского, итальянского, японского, корейского, польского, португальского, южно-азиатского, вьетнамского и русского. Цены на иностранные телеканалы а-ля карт варьируются от $10 до $13 в месяц, на пакеты от $20 до $50 в месяц. «Русский» пакет включает в себя 5 каналов: «Первый канал», «ТВ 1000 Русское кино», RTVi, RTN и Impact Television

Другой крупный американский оператор DirecTV, услугами которого пользуются примерно 20 млн абонентов в США и Латинской Америке также предлагает клиентам англоязычный и испаноязычный наборы каналов. Помимо них DTH-игрок под лозунгом «Your home away from home» собрал в пакеты Direc TV International packages телеканалы из Бразилии, Китая, Филиппин, Кореи, Вьетнама и России.Пакет «Russian direct min» состоит из 5 каналов: «Первый канал», «Дом кино», «Музыка первого», «Время», «Карусель» и стоит $14,99 в месяц. Пакет «Russian direct plus» собран из 7 каналов: «РТР Планета», «НТВ Америка», «Первый канал», «Дом кино», «Музыка Первого», «Россия 24», RTVI стоит 29,99$ в месяц. И пакет «Russian direct II» из 9 каналов: «Время», «Карусель», «РТР Планета», «НТВ Америка», «Первый канал», «Дом кино», «Музыка Первого», «Россия 24», RTVI за $34,99 в месяц. Так же у абонентов Direc есть возможность приобрести телеканалы «Первый канал» и «РТР Планета» а la carte по $14,99 за каждый.

Великобритания

Летом этого года руководство крупной британской корпорации BSkyB объявило о планах по созданию общеевропейского гиганта спутникового телевидения. Выкупив у компании 21st Century Fox (21CF) 100% акций Sky Italia и 57,4% акций Sky Deutschland за более чем 5,3 млрд фунтов стерлингов, BSkyB выходит на ведущие позиции на четырех крупнейших рынках платного телевидения в Европе. Все три компании, работающие под маркой Sky, являются лидерами на рынках спутникового ТВ своих стран, а объединившись, станут еще сильнее.

SkyTV — крупнейший оператор Соединенного Королевства, к которому подключены более 11 млн домохозяйств в Великобритании и Ирландии, представляет более 200 телеканалов. Единственный российский телеканал RT HD доступен в пакете «Free-to-air HD channel», состоящем из 11 телеканалов.

Оператор Virgin в пакет «International» включил 11 телеканалов, из них 6 — индийских, 2 французских, пакистанский, африканский и Al Jazeera.

Германия

Kabel Deutschland предлагает 8 пакетов иностранных телеканалов. Пакет из 10 английских каналов, пакет из 7 турецких, польский пакет из 2 телеканалов, итальянский из 3, испанский из 2, по одному телеканалу в португальском и греческом пакетах и российский пакет Kabel Russisch из 6 каналов («Первый канал», «Детский мир», «Наше кино», «РТР планета», RTVI, «Телеклуб») за 13,90 евро в месяц.

В пакете «International» 48 иностранных телеканалов, включая один российский RT.

Оператор Unitymedia скомплектовал 13 пакетов телеканалов на иностранных языках. «Кусочек дома» для турков, англичан, французов, поляков, итальянцев, испанцев + португальцев, греков, хорватов, боснийцев, сербов, арабов, японцев и россиян. Русский пакет включает в себя 8 телеканалов, русскоязычный Euronews, «Телеклуб», RTVi, «Наше любимое кино», «Детский мир», «Первый канал», «РТР Планета» и (что слегка удивляет) Kazakh-tv . Доступ к этим каналам стоит 13,90 евро в месяц.

Франция

Во Франции не существует местных русскоязычных каналов. Но просмотр российского (а также иного русскоязычного) телевидения — не проблема.
 Провайдеры Free Telecom, Noos Numericable, Neuf Telecom, Orange, а также спутниковые сети предоставляют хороший выбор русского контента.

При подключение к скоростному интернету через Free Telecom пользователи автоматически получают доступ к 9 русскоязычным телеканалам. Двум бесплатным, двум платным (от 1 до 7 евро/месяц) и пакету «Pack premium Pack RTVi premium» (около 14 евро/месяц), включающему 5 телеканалов.

Noos Numericable и Neuf Telecom за базовую абонентскую плату (около 30 евро) дают бесплатный доступ только к «РТР Планете»

А крупнейший оператор Франции Orange из имеющихся 40 иностранных телеканалов транслирует только «Первый международный».

Французские спутниковые сети, такие как Hot Bird 13°EST, Sirius 5°EST или «Экспресс АМ1» 40°ЕST за базовую абонентскую плату дают доступ к 10-20 русским телеканалам, в большинстве случаев бесплатно.

Канада

Мультисервисный оператор Bell Canada предлагает 3 «русских» ТВ-пакета. Подписываясь на «Russian Combo» за $5 в месяц вы сможете смотреть 2 телеканала CTC и TVCI, за $10 — NTV Canada и RTVi , а за $15 — 4 канала («Первый канал», «РТР Планета», «Русский иллюзион» и КХЛ).

Компания Rogers TV из более чем 320 телеканалов ретранслирует всего 2 русских — «Первый» и RT.

Индия

У крупнейшего индийского оператора Dish TV, ретранслирующего в своей сети около 250 телеканалов, российский канал всего один — Russia Today, соседствующий в пакете «International» с телеканалами France24, CCTV News, DW, NHN и Australia News. Отдельным пакетом выделены «English News», включающие в себя каналы BBC World, CNN INTL, NDtv, Times now и Al Jazeera.

Австралия

Основные операторы Австралии Foxtel и Optus не вещают русскоязычные телеканалы, отдавая предпочтение китайским, английским, японским, арабским и индийским. Выручает скучающих по русскому языку австралийцев компания Connect TV, лидер среди поставщиков русского телевидения для населения Австралии и Новой Зеландии. Connect TV ретранслирует 11 телеканалов, расфасованных в 2 «сервис-пакета». Сервис-пакеты отличаются количеством входящих в них каналов и ценой. Минимальный пакет— 69 AUD$, максимальный — 84 AUD$ в месяц.

Бразилия

Популярные бразильские операторы Net Serviços и Claro включили в списки ретранслируемых иностранных телеканалов немецкие, французские, американские, английские, испанские, корейские, китайские телеканалы и ни одного русского.

Польша

Среди иностранных телеканалов, транслируемых польским оператором Polsat нет российских телеканалов, но есть несколько с русской звуковой дорожкой.

Чем же объясняется присутствие или отсутствие иностранных телеканалов в разных странах? Только ли внешней и внутренней политикой стран? Телевидение — это в первую очередь бизнес (если не зацикливаться на странах, где телевидение — это государственный инструмент). И как в любом бизнесе, здесь так же спрос рождает предложение. Если в стране определенные национальные или этнические группы, к которым адресуются телеканалы, малочисленны, то и присутствие этих телеканалов в сетях будет таким же, и наоборот. Именно поэтому из более чем 200 телеканалов, имеющихся у SkyTV Великобритании, 36 включены в «Sky Asia pack». Также можно предположить, что кроме численности свою роль играет и желание или нежелание определенных диаспор ассимилироваться на «второй родине». Просмотр привычных передач помогает кому-то не утратить связь «с корнями» и подпитывать свою национальную самобытность. Не секрет, что многие такие эмигранты, даже прожив в стране много лет, не стремятся выучить язык, ознакомиться с законами и традициями, а создают «филиал» своей исторической Родины за сотни и тысячи километров от дома. Кто-то же напротив, стремиться скорее слиться с местным населением и не оглядываться назад.

Еще одной причиной, безусловно, являются расстояния. Земной шар огромен и часто дефицит тех или иных иностранных телеканалов связан не с запросами жаждущих телезрителей, а с ценой доставки телесигнала, что и отражается на ассортименте и ценниках.
Но какой бы огромной не была наша планета, всемирная паутина постепенно стирает границы и сокращает расстояния. Просмотр телеканалов в интернете все больше вытесняет традиционное телесмотрение, но это уже другая история.
P.S. Забавный факт — слово запрет в английском, латинском, румынском, венгерском, польском, турецком и еще нескольких языках пишется «BAN».

Ирина Шерстобитова

Источник: http://www.cableman.ru/

Похожие записи: