Чтобы получить Нобелевскую премию по литературе, не обязательно быть писателем. 13 октября 108-м нобелевским лауреатом стал американский музыкант Боб Дилан — награду певец и композитор получил за «создание нового поэтического языка в рамках американской песенной традиции». В истории премии было также 23 журналиста. «Телекритика» вспоминает истории самых ярких из них.
Габриэль Гарсия Маркес
Писатель из Колумбии получил Нобелевскую премию в 1982 году «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Маркес начинал карьеру как журналист и проработал в профессии около 15 лет. Примерно в 1948 году он начал писать в газету El Universal, позже — колонки под псевдонимом «Септимус» в El Heraldo. Также будущий писатель набивал руку, работая в изданиях El Momento и Venezuela Grafica. Благодаря журналистике Маркес побывал в США, Франции, Италии, Венесуэле, Польше и СССР. Советский союз впечатлил писателя и вдохновил на эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».
За все время своей работы журналистом Маркес не взял ни одного интервью и принципиально ни разу не воспользовался диктофоном. Он был репортером. В интервью изданию The Paris Review в 1981 году Маркес отметил, что художественная литература помогла его журналистской работе, потому как придала ей литературную ценность. В то же время журналистика помогала Маркесу-писателю, удерживая его в тесных отношениях с реальностью.
«Я всегда был уверен, что моя настоящая профессия — это журналист. Но что мне не нравилось в журналистике, так это условия труда, — отмечал Габриэль Гарсиа Маркес в интервью The Paris Review. — Мои мысли и идеи зависели от интересов газет, в которых я работал. Но став прозаиком, я добился финансовой независимости и теперь действительно могу самостоятельно выбирать те темы, которые интересует меня и соответствуют моим идеям. В любом случае, я всегда с удовольствием пользуюсь любой возможностью сделать хорошую журналистскую работу».
Эрнест Хемингуэй
Хемингуэй (в центре) с голландским режиссером Йорисом Ивенсом и немецким писателем Людвигом Ренном во время гражданской войны в Испании 1937 года
Фото: German Federal Archive
Американский писатель получил премию в 1954 году «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“». В молодости он был репортером. 18-летний Хэм окончил среднюю школу и переехал в Канзас-Сити, где и начал карьеру в Kansas City Star (1917—1918 гг.). В этой газете молодой репортер отвечал за небольшой район города и выезжал описывать все происшествия в округе. Так Хемингуэй познакомился с устройством работы притонов, узнал о местных преступниках, побывал в больницах, тюрьмах и на пожарах.
Полгода работы в Kansas City Star сильно повлияли на стиль письма Хэма. Начинающий журналист попал в газету прямо со школьной скамьи. Его письмо отличалось излишней многословностью (в те годы американская журналистика еще не оправилась от напыщенной и тяжелой прозы) и это не нравилось редакторам. Чтобы помочь молодым репортерам выписаться и соответствовать стилю газеты, основатель и первый редактор Kansas City Star Уильям Нельсон разработал специальное руководство из 110 правил «Как писать энергичным английским языком журналиста».
За Хемингуэем в газете присматривал Пит Веллингтон, именно он следил, чтобы молодой репортер писал информативно, захватывающе, но в то же время резко и кратко. Короткие предложения, короткие первые абзацы, энергичный английский, позитивный настрой. Впоследствии Хемингуэй не раз с благодарностью упоминал влияние Веллингтона и редакционной политики Kansas City Star на его писательский стиль.
«Я не могу до конца выразить свою благодарность ему. Это были лучшие правила письма, которые мне когда-либо довелось узнать. Придерживаясь этих правил, ни один человек с любым талантом, не может плохо написать о том, что он чувствует и хочет рассказать», — сказал Хемингуэй в одном из своих интервью в 1940 году.
Уинстон Черчилль
Молодой Уинстон Черчилль
Известный английский государственный деятель, историк и биограф Уинстон Леонард Спенсер Черчилль получил премию в 1953 году. Формулировка нобелевского комитета: «за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
Карьеру в журналистике 21-летний Уинстон начал в 1895 году. В это время он служил в Четвертом гусарском полку, но в свой первый отпуск поехал на Кубу (которая тогда воевала с Испанией) в качестве военкора лондонской газеты Daily Graphic (несколько его статей перепечатала тогда The New York Times). Именно на Кубе будущий политик пристрастился к курению сигар.
Позже он не раз совмещал журналистику и писательство с военной карьерой, стремясь завоевать репутацию храбреца. Но именно за это совместительство его не раз критиковали, обвиняя в ангажированности. Так, благодаря службе на северо-западной границе Индии Черчилль написал «Историю Малакандских полевых частей» и «Саврола, история о революции в Лаурании» и серию репортажей для The Daily Telegraph. Он также участвовал в качестве солдата в Нильской экспедиции лорда Китченера в Судан и умудрялся писать оттуда репортажи для газеты Morning Post. Этот опыт описан в произведении «Речная война. История нового завоевания Судана».
В 1899 году молодой солдат, а по совместительству известный журналист и писатель решил пойти в политику. Черчилль выдвинул свою кандидатуру на парламентских выборах, но проиграл предвыборную кампанию. Поражение на выборах не остановило Черчилля и он уехал корреспондентом Morning Post (получая при этом немалый гонорар) освещать англо-бурскую войну. Работа журналиста в Африке сопровождалась пленом, тюремным заключением и побегом в товарном вагоне. Вернувшись в Англию героем, 26-летний Черчилль выставляет свою кандидатуру на парламентских выборах от Консервативной партии и выигрывает: «Лучше делать новости, чем о них рассказывать».
Джордж Бернард Шоу
Фото: Rex Features
Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу получил Нобелевскую премию по литературе в 1925 году (а по факту — в 1926 году) «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Как и Боб Дилан, он стал тем редким человеком в истории, который получил и нобелевку и премию «Оскар» (в 1939 году Шоу номинировали за лучший адаптированный сценарий к фильму «Пигмалион»).
20-летний Шоу начал свою писательскую карьеру в 1876 году с небольших газетных колонок о музыке в лондонских изданиях. Но известность Шоу получил в 1885 году, став театральным критиком в лондонском журнале Saturday Review. Он очень резко критиковал популярного в то время режиссера Генри Ирвинга в том числе за слишком вольную трактовку пьес Уильяма Шекспира, высмеивал пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, ратовал за социальный театр, который показывает реальную современную жизнь.
Бернард Шоу не избежал политики в своей работе. Так, во время Первой мировой войны, в ноябре 1914 года, Шоу написал в радикальный журнал New Statesman очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором выступил против слепого патриотизма, раскритиковал Англию и Германию, а также призывал обе страны к переговорам. Эта публикация лишила Шоу нескольких влиятельных друзей-драматургов. В целом журналистика помогла Шоу финансово — за гонорары критика он издавал некоторые пьесы, которые запрещала официальная цензура (к примеру под запретом была пьеса Mrs Warren’s Profession, которая поднимала проблемы проституции).
К слову, Шоу был противником премий, поэтому не приехал на церемонию награждения Нобелевского комитета (премию вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции). Но премиальные деньги драматург все же потратил и учредил на них англо-шведский литературный фонд для переводчиков.
Источник: http://ru.telekritika.ua/education/zhurnalisti-s-nobelevskoi-premiei-660016