Как сохранить читателя и заработать деньги — два извечных вопроса русской журналистики. О том, как это сделать, на Дальневосточном МедиаСаммите расскажет главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. По признанию самого эксперта, он не будет слишком теоретизировать. Разговор коснется и экономики изданий. Все кейсы основаны на анализе реальных практик лучших газет России. О некоторых из них Владимир рассказал в интервью «Приморской газете».
— Владимир, вы остаетесь адептом печатных СМИ. Пока теоретики ломают копья, рассуждая, долго ли еще осталось жить «бумаге» и когда она окончательно уступит Интернету, вы ездите по стране и изучаете передовые практики лучших газет на местах. Это информация сегодня еще востребована?
— Я действительно не люблю рассуждений о печальном будущем печатных изданий. Газеты есть сегодня. Будут ли они завтра? Думаю, что в небольших городках и районных центрах газеты будут жить еще долго, в крупных городах — меньше, в столице, наверное, умрут первыми, слишком уж велик объем альтернативных и более оперативных источников информации. Но, поверьте мне, первыми из медиапространства исчезнут те газеты, которые не сумеют сохранить своего читателя. И Интернет будет ни при чем.
— В Китае, например, одна из центральных газет выходит только онлайн. Почему вы уверены, что в ближайшие годы аналогичных изменений не будет в России?
— В нашей стране особенное отношение к языку и четкое изложение мыслей всегда в цене. Не нахожу, что эти качества присущи российской онлайн-журналистике — слишком много в иИнтернете случайных людей. Хотя, конечно, есть сильные информационные каналы.
- Но у журналистов традиционных СМИ другое отношение к слову, стилю, этике в конце концов. Для них все еще актуальна пословица «Что написано пером, не вырубишь топором».
— Сейчас все чаще говорят: «Что написано клавиатурой, не вырубишь арматурой».
— Какая разница, если в итоге текст все равно ляжет на бумагу? И на ней останется. В интернет-издании, напротив, ошибку можно исправить в режиме реального времени. Это расслабляет. Молодые кадры становятся нетребовательными к фактам, слову и себе. А вот газетчики — они профессиональные журналисты. Среди них есть и высокие таланты, и обычные ремесленники, но каждый занимается своим делом, которое для него отнюдь не случайное. Я считал и считаю газеты некой основой, фундаментом медиа. Но это сегодня. Завтра все может измениться.
— Газеты все-таки теряют читателей. Так что же нужно для того, чтобы остановить этот процесс?
— От газеты читатель может отвернуться по нескольким причинам: если там неинтересный контент, невнятная верстка, путаная навигация, безликие иллюстрации, повторяющие, а не дополняющие текст. Плюс если у газеты высокая цена. Цена очень важна, особенно для маленьких городов.
Если, оценивая издание, вы видите хотя бы три пункта из вышеперечисленных, надо срочно что-то делать. Или готовиться к худшему. При этом я не знаю ни одной районки или региональной газеты, которую стали меньше покупать из-за того, что читателей увел Интернет. Читатель уходит сам, если в газете все плохо.
— Сложно делать хороший продукт, если сама газета попросту выживает при нынешней экономике.
— Значит, нужно на планерке обсуждать не экономику страны, а экономику своего издания. Я недавно разговаривал с редактором районной газеты. Издание выходит 4 раза в месяц, стоит 28 рублей. Редактор сетует на то, что два раза в месяц у него регулярные возвраты с точек распространения. То есть два раза — в дни, когда читатели получают аванс и зарплату на местном градообразующем предприятии, газету раскупают, а два раза — не берут. И он собирается поднять цену в рознице! Он добьется того, что газету вообще брать не будут, даже в день зарплаты.
По моему мнению, газета не должна сегодня стоить больше 13—15 рублей. Не хватает денег? Изыскивайте внутренние ресурсы. Убирайте цвет, сокращайте количество полос, ищите другие пути сокращения издержек, но не отталкивайте своих читателей высоким ценником. Да, растет стоимость бумаги, печати и даже доставки почтой России. Редакторы тратят свое время не на контент и идеи, не на вычитку текстов, а на поиск спонсоров, бюджетов, рекламодателей. Но нельзя заниматься одним в ущерб другому. Читатель не бумага — он все не стерпит.
— И что же делать редакциям?
— Об этом мы и будем говорить на МедиаСаммите. Признаюсь, у меня нет единого варианта решений. Зато есть анализ лучших практик коллег, тех, кто победил в конкурсе «10 лучших газет России». Эти практики ценны тем, что они не надуманы — они работают, они живут.
— По каким параметрам вы выбираете лучшие газеты? Можно ли вообще объективно оценить работу журналиста, верстальщика, редактора?
— Да, можно. Параметры этих оценок давно выработаны, несмотря на то что, например, верстка столичного издания в корне отличается от верстки районной газеты. В любом случае у хорошей газеты должен быть свой шаблон, композиционная модель, удобная навигация. При оценке текстовых материалов мы обязательно обращаем внимание на количество ньюсмейкеров и экспертов. Обязательно оцениваем язык, стиль (смотрим, соответствует ли он жанру материала) и заголовки. Газета с изящными заголовками — настоящая редкость. Комиссия обращает внимание на количество писем в газету. Смотрит, ведет ли редакция работу с аудиторией, проводятся ли конкурсы, акции, есть ли в ее портфеле общественно значимые проекты.
В этом году экспертное сообщество конкурса ввело новый параметр оценки — экономический. Мы просим показать бухгалтерию, анализируем ее и выясняем, какие действия предпринимает редакция, чтобы добиться финансовой устойчивости.
— Это единственное новшество?
— Есть еще одно. Для экспертов важно, участвует ли коллектив редакции в жизни журналистского сообщества. Зачастую опытные журналисты больше открыты для тех, с кем работают по заданию редакции. Именно с интервьюируемыми они пускают в ход все возможные «фишечки» и наработки, весь свой опыт и пыл. При этом не считают нужным делиться ими с коллегами, ревниво хранят профессиональные секреты. Но взаимопомощь и обмен идеями — очень важные вещи, как на уровне отдельно взятой редакции, так и в масштабе города, края, региона. Поэтому с нового года мы и ввели новый параметр оценки.
— Не могу не похвастаться. В Приморье есть не только отделение Союза журналистов, которое активно работает с редакциями, но даже Клуб редакторов. Члены клуба собираются в среднем раз в месяц, членство свободное.
— Как вы определяете темы своих заседаний?
— Организаторы, Союз журналистов, заранее опрашивают редакторов всех СМИ и составляют список наиболее актуальных вопросов. Приглашают экспертов, которые могли бы дать на них ответы: юристов, экономистов, специалистов в рекламе, пиаре, политике, представителей Роскомнадзора и так далее. Остается время для свободного общения.
— Это просто замечательно. Думаю, что те члены Клуба редакторов, которые не пропускают ни одного заседания и помогают коллегам советами, имеют все шансы победить в конкурсе «10 лучших газет России». Давно замечено: те, кто открыт для других, очень требователен к себе.
— А как работает судейство?
— Десять экспертов оценивают работу редакций по балльной системе. Общее количество баллов складывается, и высчитывается результат. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. По сути своей этот конкурс — своеобразная доска почета. Лучшие редакции получают профессиональное признание, а журналистское сообщество — кейсы для изучения, набор практик для трансляции и обмена опытом.
— А отрицательный опыт вы транслируете? Из серии «Как делать не надо»?
— Нет, зачем? По сути, ошибки одни и те же: небрежность в подаче материала, неоправданно большие тексты, отсутствие в газете человеческих историй, размытость жанров.
— Разве границы жанров размывает не время?
— Жанры размывает внутренняя недисциплинированность и отсутствие выстроенной работы в редакции. Да, наша работа трижды творческая, но в каждой уважающей себя редакции должна быть масса организационных документов.
— Вы имеете в виду устав, учредительные документы, правила внутреннего распорядка?
— Не только. Должны быть прописаны правила верстки, правила публикации иллюстраций, требования к иллюстрациям и подписям к ним. Нужен рубрикатор, жанровый справочник редакции. Именно разработанный, а не скачанный из Интернета. Иногда такой набор документов называют модным словом «брендбук». У большинства редакций ничего подобного нет. Именно у таких редакций быстро стареющие новости и материалы на полосу ни о чем. В таких газетах подпись под фотографией заставляет задумываться: «А зачем она вообще?» Именно в таких изданиях мало людей и их судеб, потому что делается все с колес и как попало. Я искренне советую всем руководителям газет: распишите процесс создания газеты в деталях.
Эльвира Гажа, Приморская газета