Во всем мире сейчас ведутся жаркие дебаты об авторском праве. За морем – о SOPA и PIPA, в казнете – об уже принятых поправках в защиту интеллектуальной собственности. IPORT.KZ записал интервью с теми, кто решил побороть многолетнюю привычку пользователей к халяве и переориентировать на качественный платный контент. Знакомьтесь!
Виктор Лосев, президент Казахстанской Ассоциации по защите авторских и смежных прав (КАЗАСП).
Зарегистрирована с 2003 года. Участвует в качестве представителя правообладателей в большинстве случаев по возбужденным в Казахстане уголовным делам, связанным с нарушением авторского права. За каждым из работников КАЗАСП закреплены регионы, что позволяет быть задействованными в большинстве мероприятий, связанных с защитой прав учредителей и доверителей. А это:
— ТОО «Видео-Аудио-Меломан»;
— ТОО «Первое Казахстанское музыкальное издательство»;
— ТОО «Восток-Видео»
— ТОО «Azia Hit.KZ»;
— ТОО «Меломан Home Video»
— Студия «Дастан»
— Здравствуйте. Расскажите, чем занимается ваша организация?
Задача нашей Ассоциации — только защита авторских прав наших учредителей и тех лиц, которые нам выдали соответствующие доверенности. Мы не занимаемся сбором вознаграждения. Этим занимаются другие организации — общества по коллективному управлению правами.
А в чем отличия?
Отличия прописаны в Законе «Об авторском праве и смежных правах». В нем есть специальная глава. Мы, я повторюсь, защищаем права. Авторы исполнители, другие правообладатели могут создавать свои организации.
Казахстан – не какая-то уникальная страна, такие же положения есть во всех цивилизованных странах. Институт авторского права пришел к нам с запада, через Россию. Как он работает? Есть ситуации, когда автору затруднительно или невозможно заключать прямые договоры с пользователями. И авторы решили создавать организации, которые бы отслеживали и собирали вознаграждение с ресторанов, радиостанций, телеканалов, с концертных площадок. То есть из тех мест, где звучат их произведения. То же самое касается исполнителей.
Для справки: Ставки вознаграждения в отношении исполнителей и производителей фонограмм за публичное исполнение (бар, кафе, ресторан)
— То есть каждое кафе платит за музыку, которая играет в магнитофоне?
Они же звучат не просто так! Музыка – это способ привлечения дополнительной клиентуры. И деньги пользователи перечисляют в эти общества не просто так, а с формулировкой «В этом месяце у меня звучали такие-то произведения, в исполнении таких-то исполнителей». А общество должно финансы распределить. Только что, до вашего прихода, читал в интернете ироничные замечания: «собирают деньги в пользу Джастина Тимберлейка, а он знать не знает». Так вот – это пишет обыкновенный не профессионал, не знакомый даже в малейшей степени с вопросом.
— Так дойдут деньги до Джастина Тимберлейка?
Не сомневайтесь. Эти общества имеют соответствующие договоры с западными обществами, и ежегодно отчисляют деньги. Миллионы туда уходят, на самом деле.
Для справки. Сейчас в Комитете по защите интеллектуальной собственности аккредитованы девять обществ. Вот открытые отчеты о доходах одного из них. Можно убедиться воочию:
Заключены контракты с десятью авторскими обществами. С июля 2009 года по март 2011 года распределено 62 905 000 тенге. Из них: 10 887 000 тенге или 17% отправлено исполнителям и производителям фонограмм России, а 35 744 000 или 56% тенге распределено среди исполнителей и производителей фонограмм Казахстана. Остальная сумма в 16 274 000 тенге принадлежит зарубежным правообладателям США, Европы, Украины и Узбекистана. Казахстанское авторское общество по итогам 2010 года перечислило в Россию порядка 80 миллионов тенге, в США порядка 14 миллионов. Соответствующие суммы распределяются и казахстанским авторам.
Источник: www.koupi.kz
(А в «американских» деньгах наверняка есть и процент Джастина Тимберлейка).
— Но есть ведь авторы, которые сознательно отказываются от авторских прав?
Дело в том, что производство контента — это огромные капиталовложения. Система возводит автора и производителя на самый высокий пьедестал. Он волен выложить все бесплатно, ради бога. Такие авторы и исполнители есть, но далеко не все. Мы представляем интересы тех, которые возражают, чтобы их записи выкладывались бесплатно.
Потом, надо понимать, что это «условно бесплатно». Если у вас не взяли деньги за просмотр фильма, значит, получили их у рекламодателей за банерную рекламу.
— Вы инициировали первый в Казахстане суд по интернет-пиратству. Ждать новых судебных исков?
Дело в том, что в суд мы подавали еще в мае, и он прошел еще по старому законодательству. Тогда не удалось привлечь к ответственности хозяина и владельца интернет-ресурса. Был привлечен его помощник, разместивший нелегальный контент и мы приняли решение не брать с этого человека деньги. Еще раз подчеркиваю, это был первый процесс. Мы хотим донести до как можно большего количества людей, и с вашей помощью тоже, понимание: интернет-пиратство — это серьезное нарушение закона. И ответственность за него будет тоже чрезвычайно серьезная. За 1 фильм, в законе прописано, простыми словами если сказать – «за любой факт» – такого нарушения правообладатель вправе требовать компенсации от 20 минимальных размеров заработной плате. Это 320 000 тенге. Причем, это законом установленный – и совершенно справедливо – минимальный порог.
— Но все файлообменники в казнете уже закрылись…
Закрылись, но не все. Некоторые закрылись и открылись снова. Будем с ними работать. По новому законодательству уже прописана прямая ответственность владельцев ресурсов. И это — правильный закон, он призван оздоровить конкурентную среду в интернете.
— А как происходит мониторинг нарушителей? Надо, чтобы кто-то вам пожаловался на сайт?
Заходишь в поисковик, набираешь «Гарри Поттер скачать» – вот и весь мониторинг.
— Сейчас многие возразят, что полностью отрегулировать интернет невозможно.
Сейчас невозможно, ну и что. Невозможно — значит вообще не надо? Или надо все-таки пытаться? У нас есть ответ на этот вопрос. Пытаться — надо.
Хочешь посмотреть – заплатил абонентскую плату, хочешь скачать – заплати. Это, кстати, трудоемкие моменты. Для того, чтобы сделать все по закону, сайтам нужны серьезные вложения для обеспечения технологического процесса. На западе так уже делают, были попытки в России. В Казахстане, в тотальном окружении пиратства, работать в правовом поле пока ни у кого не получалось.
И нам сейчас важно другое – люди хотя бы начали осознавать, что авторское право существует.
Источник: http://www.iport.kz/blog/interview/1640.html