Акмарал. Как регулируются законодательством КР смежные права исполнителя какого-либо произведения?


Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем:
Как регулируются законодательством КР смежные права исполнителя какого-либо произведения? Есть идея осуществить для последующей трансляции в эфире местных телеканалов видеозапись литературных чтений, когда актер зачитывает на камеру с книги либо наизусть стихотворения или повести-рассказы кыргызских авторов. Получается, это будет та же аудиокнига, только в видеоформате. Какие моменты должны быть отражены в договоре c исполнителями? Имеет ли исполнитель смежные права на итоговый продукт -- будь то аудиокнига, радиоспектакль, ТВ-постановка? Что в данном случае влечет за собой наличие смежных прав у исполнителя --- что именно он вправе требовать?

И еще: если итоговый продукт записи предназначен для выхода в ТВ или радио эфир, должно ли происходить отчисление авторских процентов автору произведения, на основе которого была осуществлена запись аудиокниги, радиоспектакля, ТВ-постановки? При условии, что 1) 50 лет с момента смерти автора еще не прошло; 2) его произведении входит в школьную программу?

Огромное спасибо заранее!

Ответ:

Опыт практического применения защиты смежных прав в Кыргызской Республике невелик, тем не менее, регулирование смежных прав в нашей стране было выделено в отдельный правовой институт, так как применение норм авторского права при возникновении отношений в области исполнительского творчества создавало бы определенные сложности в данном регулировании, в силу того, что результаты деятельности субъектов смежного права имеют специфические черты и не могут считаться произведениями науки, литературы и искусства. Отношения в области смежных прав в Кыргызской Республике регулируются разделом III Закона КР «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закон) и нормами Гражданского Кодекса КР. Так, согласно статье 35 Закона, смежные права распространяются на постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций кабельного и эфирного вещания независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения.

Ваш вопрос включает в себя несколько других вопросов, поэтому было решено выделить каждый из них в отдельные блоки для более упорядоченного разъяснения:

  1. Как регулируются законодательством КР смежные права исполнителя какого-либо произведения?

 

Статья 37 Закона регламентирует права исполнителя произведения, согласно которой исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права:

  • Право на имя (ваше право использовать или разрешать использовать результат вашего творческого труда под подлинным именем автора, псевдонимом либо анонимно, то есть, без указания имени),
  • Право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя,
  • Право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Исключительное право на использование исполнения в любой форме включает в себя осуществление таких прав, как:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
3) воспроизводить запись исполнения или постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (пункт 2 статьи 39 настоящего Закона);
6) доводить исполнение до всеобщего сведения таким образом, чтобы любое лицо могло получить доступ к исполнению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Но, законом установлены некоторые ограничения при осуществлении исключительного права воспроизведения записи исполнения, так, если первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя, воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или же воспроизведение исполнения осуществляется для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, исключительно в целях обучения или научного исследования или для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

Какие моменты должны быть отражены в договоре c исполнителями?

Что касается заключения договора с исполнителями, то в данном случае, необходимо уточнить, кто и для каких целей заключает данный договор. Например, если данный договор заключается представителями телерадиоорганизаций для последующего воспроизведения, то в договоре будет необходимо прописать такие условия, как способы использования произведения, срок его использования, территорию и сумму вознаграждения за использование такого произведения. Если же договор с исполнителями заключается с заказчиками такого произведения, то в данном случае, в договоре будет необходимо прописать, кому будут принадлежать имущественные права на дальнейшее использование данного произведения и т.д.

Имеет ли исполнитель смежные права на итоговый продукт -- будь то аудиокнига, радиоспектакль, ТВ-постановка?

Относительно смежных прав исполнителя на итоговый продукт можно с уверенностью сказать, что исполнитель является обладателем смежных прав на итоговый продукт, более того исполнитель обладает правом выдачи разрешений на осуществление вышеуказанных прав, а в том случае, если исполнение было осуществлено коллективом исполнителей, то правом выдачи разрешения наделяется руководитель такого коллектива. Данные права передаются через заключение письменного договора с пользователем.

Что в данном случае влечет за собой наличие смежных прав у исполнителя --- что именно он вправе требовать?

Исполнитель, как обладатель смежных прав на итоговый продукт своего творческого труда имеет полное право защищать свое произведение от неправомерного использования и т.д. Наличие смежных прав у исполнителя влечет за собой право отстаивания своих прав. См. выше разъяснение прав исполнителя.

5. Если итоговый продукт записи предназначен для выхода в ТВ или радио эфир, должно ли происходить отчисление авторских процентов автору произведения, на основе которого была осуществлена запись аудиокниги, радиоспектакля, ТВ-постановки? При условии, что 1) 50 лет с момента смерти автора еще не прошло; 2) его произведении входит в школьную программу?

Отчисление авторских процентов автору произведения за использование его произведения должно регулироваться авторским договором, который должен быть заключен с автором данного произведения. Данный договор должен содержать в себе не только способы использования его произведения, но и способы оплаты за такое использование. А при условии, что 50 лет с момента смерти автора еще не прошло, отчисления должны будут производиться законным наследникам автора, которые будут являться обладателями авторских прав на используемое произведение. В случае, если произведение входит в школьную программу, необходимо все же выяснить статус данного произведения, в частности, кто является обладателем авторских прав на данное произведение или же данное произведение было переведено в общественное достояние, что допускает его свободное использование любым лицом, без выплаты авторского вознаграждения. Также, согласно национальному законодательству, Правительством устанавливаются размеры отчислений в Государственный фонд интеллектуальной собственности за использование на территории Кыргызской Республики произведений, перешедших в общественное достояние.

С уважением,
Алия Абдраимова
Юрист
Институт Медиа Полиси